Об инвестиционном потенциале Курской области рассказал Роман Старовойт

РБКРепортаж

«Имея низкую базу, мы можем сделать резкий скачок»

Об инвестиционном потенциале Курской области рассказал врио губернатора Роман Старовойт.

Каким вы нашли регион? Его болевые точки?

Даже если посмотреть по статистике — население, площадь региона, его 46-й номер, — мы в стране где-то посередине. Об этом говорят и темпы роста, и все показатели экономики.

У нас сбалансирован бюджет, одна из самых низких бюджетных задолженностей. Развитое сельское хозяйство, которое за последние годы особенно крепко встало на ноги. Практически нет свободного земельного участка, ни гектара не купить. Только вторичный рынок — 100 тыс. руб. и выше за гектар.

В регионе развита промышленность. Локомотивы — Михайловский ГОК и Курская АЭС. Ряд предприятий работает на территории региона еще с советских времен: «Курскхимволокно», «Курскрезинотехника», «Фармстандарт-Лексредства», Курский электроаппаратный завод, «Электроагрегат» и другие. Сравнительно новое предприятие — «Композит», которое производит ленты для снегоходов и квадроциклов, резиновые трубопроводы для горнодобывающей, горноперерабатывающей промышленности и гидромеханизации; продукция экспортируется.

База неплохая. Но у населения Курской области настроение ниже среднего. То ли от усталости предыдущей власти, то ли — и мы это видим на улице — проблем с комфортной городской средой. Разбитые дороги, засилье вывесок рекламных, отсутствие единого узнаваемого дизайн-кода городов. Конечно, беспокоят относительно невысокий уровень доходов населения области, необеспеченность необходимым количеством и качеством социальной инфраструктуры. В общем, есть над чем работать. Поэтому моей задачей было сформировать команду из тех, кто имеет силы, желание, компетенции выполнять задачи по улучшению жизни курян, по формированию дополнительных источников в бюджет, в том числе для того, чтобы можно было заниматься городской средой, социальным блоком, здравоохранением.

Команда сформирована на данный момент?

Команда переходного периода сформирована: нужно было соблюсти преемственность власти, чтобы вникнуть в ситуацию с экономикой области, реализуемыми проектами. Но, безусловно, без обновления не обошлось. У нас в администрации средний возраст руководителей области был 61 год, сегодня — 47 лет. Обновление прошло без резких движений, скандалов. В этом смысле я действовал аккуратно и до сих пор так работаю, потому что понимаю, что этот корабль большой, тяжелый, и если шарахаться из стороны в сторону, то укачает всю команду.

Очевидно, чтобы сделать рывок, региону нужны дополнительные инвестиции. Как вы планируете их привлекать при наличии таких сильных соседей, как Белгородская и Воронежская области?

С сильными соседями сложнее, с одной стороны. С другой — имея низкую базу по сравнению с ними, мы можем сделать резкий скачок. Я не говорю о том, что у нас тут чистое поле. Инвестиции, безусловно, были: здесь и земля, и климат, и исторически кооперационные связи. И спрос есть, потому что кадры действительно высококлассные. Но, для того чтобы в регионе открылось второе дыхание, работа в инвестиционном блоке, на мой взгляд, велась недостаточно активно. Область плохо продвигалась, инструменты по сопровождению крупных инвестиционных проектов не применялись. Законодательство в части создания режима наибольшего благоприятствования нам пришлось менять с учетом анализа лучших региональных практик. И сегодня, как нам видится, неплохие условия для привлечения дополнительных инвестиций созданы. Предварительная сумма всех реализуемых на данный момент в регионе инвестиционных проектов составляет более 260 млрд руб.

Сейчас мы формируем новую команду Агентства по привлечению инвестиций. Одновременно заполняем промышленные парки. В регионе четыре парка, один уже практически заполнен.

Например, к нам заходит X5 Retail Group: будет строить крупнейший в Черноземье распределительный центр, откуда продукты и товары будут развозиться по регионам вокруг. Мы удобно расположены — Брянск, Орел, Воронеж, Белгород рядом. Кроме того, мы проговариваем с Х5 преференции, хотим продвигать через сеть свою сельхозпродукцию.

Санкции помогли АПК? Какие здесь точки роста?

Еще как. Небо и земля. Конечно, в первую очередь помогла государственная политика, которая развернулась в сторону сельского хозяйства. Ну и второй волной, которая нас подбросила вверх, были санкционные мероприятия. Еще десять лет назад у нас брошенный чернозем был, бурьяном весь порос. Повторю: сейчас не найдете свободного клочка земли — очень высокий спрос.

Доля продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте сегодня составляет 18%. По урожайности, да и многим другим позициям мы лидеры не только в Черноземье, но и с южными регионами конкурируем. Некоторые хозяйства занимаются семеноводством — «Агропромкомплектация», например. Компания «АгроТерра» к нам зашла. Мы уже имеем собственные семена.

Дальше мы смотрим в сторону переработки. Это одна из точек роста: глубокая переработка позволяет формировать добавленную стоимость.

«Агропромкомплектацией» уже введена в эксплуатацию мясохладобойня, где производится мясо свиней. Там 500 человек круглосуточно работают в смене. В этом году «Мираторг» должен закончить строительство крупнейшей в Европе мясохладобойни на 4,5 млн голов. Я сам посещаю объекты — это удивительно: на заводах стерильная чистота, процессы роботизированы.

Строятся комбикормовые заводы. «Мираторг» запустил в эксплуатацию в начале этого года завод по производству кормов для домашних животных. Первая очередь — сухие корма, второй будут консервированные. Отхода на хладобойне будет ноль: костная мука, корма для домашних животных, гепарин планируют получать.

В конце прошлого года мы подписали соглашение с компанией «Содружество», по которому в регионе будет построен крупнейший в европейской части России маслоэкстракционный завод по переработке 1 млн т сои в год. Сейчас заканчивается проектирование, в 2021 году завод должен быть введен в эксплуатацию. Производство соевого масла и шрота — экспортно ориентированное. А наращивание экспортного потенциала — в числе приоритетов региона. Так, мы уже экспортируем свинину в Гонконг, ждем открытия рынка КНР. Если это произойдет, мы на низком старте, готовы увеличивать объемы. Нам понятно, куда двигаться.

Инвестиционная привлекательность неразрывно связана с транспортной доступностью. Как у региона обстоят дела здесь?

Безусловно, мы это понимаем и работаем в этом направлении. Первое — воздушное сообщение. Аэропорт у нас старенький. Работает, но здание аэровокзала не соответствует современным нормам, а также нет стабильного расписания, которое позволило бы бизнесу оперативно решать задачи за пределами региона. Нам удалось договориться с перевозчиками, и в начале сентября у нас появится новое расписание с утренними и вечерними рейсами из Москвы и Курска. Лететь удобно — всего 45 минут. Также рассчитываем построить в 2021 году новый аэровокзальный комплекс на 100 тыс. пассажиров в год. Инвестор есть, сейчас заканчивается проектирование, далее госэкспертиза.

Второе — железная дорога. Мы договорились с РЖД создать на базе Курского железнодорожного вокзала транспортный логистический комплекс. Половину здания РЖД готовы нам передать под автовокзал. Реализация этого проекта сильно облегчит жителям и гостям логистику по региону.

И конечно, активно строим дороги. В этом году «Росавтодор» приступил к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог на четырех объектах в Курской области. Задача — до конца 2024 года довести до четырехполосного исполнения с осевым барьерным ограждением и освещением федеральную автомобильную дорогу М-2 «Крым». В первую очередь эта работа будет вестись на участках, где заканчиваются гарантийные сроки на ранее выполненные работы. Свежие двухполосные пока останутся. Но это федеральная история. Тем не менее в этой части нам тоже удастся транспортную инфраструктуру подтянуть.

По региональным дорогам. Мы активно участвуем в программе сельских дорог, которую финансируют «Росавтодор» и Министерство сельского хозяйства. По ней всем регионам ежегодно предоставляется порядка 6,5–7 млрд руб. на сельские дороги. Только мы забираем 500 млн руб. Это хороший объем, он позволяет нам подтянуть нашу региональную сеть. В целом дороги находятся в состоянии порядка 35% от норматива, это средний показатель по стране. К 2024 году по майскому указу президента мы должны довести состояние региональных дорог до 50% от норматива, а основные магистрали Курской агломерации — до 85%.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Одинаковы с лица Одинаковы с лица

Каждый пятый предмет современного искусства с аукционов был тиражным

Forbes
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Дачные удовольствия Дачные удовольствия

Кончалось лето, а Мария Шумакова так и не сфоткалась на даче

Maxim
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
У нас есть всё У нас есть всё

Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of life
Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке

Главные достижения феминисток за последние 25 лет

Forbes
Мюзикальная сказка Стамбула Мюзикальная сказка Стамбула

Увидеть дворец султана Сулеймана, колоритный восточный базар и величие Босфора

ЖАРА Magazine
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Оман: сто миль вдоль Аравии Оман: сто миль вдоль Аравии

Почему сегодня стоит совершить круиз по Оману на яхте?

Y Magazine
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Открыть в приложении