Мурад Османн и Илья Стюарт тратят деньги от рекламы на авторское кино

РБКБизнес

Джентльмен-фильм

Мурад Османн и Илья Стюарт тратят деньги от рекламы на авторское кино

Настя Березина

«Илья часто говорит, что продакшн-компания [производитель видеоконтента для ТВ и кино. — РБК] должна уметь работать из гаража, то есть в любой момент переехать, перестроиться, остаться без помещения, но производить контент такого же высокого качества», — рассказывает в интервью журналу РБК сооснователь компании Hype Production Мурад Османн.

С партнером по бизнесу Ильей Стюартом он познакомился 12 лет назад во время учебы в Великобритании. Вернувшись в Москву, предприниматели в 2011 году решили снимать рекламные ролики. Стюарт на тот момент успел поработать в российском офисе агентства BBDO (возглавляла офис его мать Элла Стюарт), Османн — запустить Instagram-проект о путешествиях Follow Me To. Вместе они основали Hype Production. Сегодня компания снимает рекламу, клипы и кино.

Главный актив Hype Production — пул режиссеров-партнеров. В него входят кинорежиссер Резо Гигинеишвили, клипмейкер Айсултан Сеитов и др. Продюсеры отбирают их «на собственный вкус» и заключают «джентльменское соглашение», без официального контракта, рассказывает Стюарт. «Мы чуть ли не единственная компания в России, которая работает по западной модели, — находим талантливых режиссеров, даем им возможность обучиться, а затем продаем нас как единый проект», — объясняет он.

Стюарт и Османн называют бизнес «бутиковым». «Это не завод по производству контента, гигантский и неповоротливый, а группа из 20 человек, которые тонко чувствуют, что вам надо», — говорит Илья.

Большую часть доходов компания получает от съемок рекламы. За семь лет «бутик» выпустил более 500 роликов для клиентов масштаба Nike, Google, Shell и Capital Group. Выручку продюсеры не раскрывают. По их словам, на третьем году работы инвестиции окупились и «Hype стал бизнесом». По данным СПАРК, в 2012– 2014 годах компания работала практически «в ноль», а выручка выросла с 85 млн до 235 млн руб. (после 2014-го юрлица Hype Production финансовые показатели не раскрывали).

Кино как стартап

Если реклама для Hype Production — бизнес, то кино — его противоположность, «стартап», смеются партнеры. «Мы позволяем себе экспериментировать в этой нише благодаря тому, что внутри Hype есть структура, которая зарабатывает», — объясняет Османн. Если для рекламы компании нужны режиссеры, которые «умеют находить компромисс», то в кино важнее «бескомпромиссность автора», добавляет Стюарт.

Продюсеры работают по нестандартной модели: из прибыли Hype Production и собственных накоплений они финансируют только разработку сценария и начальные этапы кинопроцесса (кастинг и др.). В съемки фильма Стюарт и Османн не вкладываются — привлекают внешних партнеров, чьи имена даже не всегда афишируются, и более крупных производителей контента. «Это самая практичная позиция. Она страхует нас от потерь, но позволяет заработать на интеллектуальных вложениях», — объясняет Стюарт.

Старшие «кинопартнеры» Ильи и Мурада — студия Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, а также кинокомпания «Водород». Вместе они сняли режиссерский дебют Александра Молочникова «Мифы» — по словам Стюарта, идея фильма родилась «внутри Hype». Раскрыть инвестиции в проект стороны отказались. Права на «Мифы» принадлежат Art Pictures, уточнил Стюарт. При бюджете 72 млн руб. картина собрала в прокате 50 млн руб.

Art Pictures не только взяли на себя финансовые риски проекта Молочникова, но и «подкинули» Стюарту и Османну Олега Трофима — режиссера «Льда», одного из самых кассовых российских фильмов [более 1 млрд руб. сборов при бюджете 150 млн руб. — данные «Кинопоиска»]. Для Hype Трофим снимает рекламу. «Нам выгодно, что коммерчески успешный режиссер работает с нами», — подчеркивает Стюарт.

Старший товарищ

Самое громкое имя в пуле режиссеров Hype Production — Кирилл Серебренников. В 2016-м компания помогла ему собрать финансирование под съемки фильма «Ученик». Лента получила приз независимой прессы в Каннах, а Серебренников в интервью Forbes так описывал сотрудничество: «Бюджет собирали наши продюсеры во главе с Ильей Стюартом. Уже шли съемки… а он то и дело подходил и предлагал встретиться с новыми инвесторами. Они приезжали прямо на съемочную площадку, видели, что процесс идет… и давали деньги». Собрали 75 млн руб. «Вдолгую» фильм окупился, утверждает Стюарт. Данные о сборах этого не подтверждают: касса «Ученика» составила вчетверо меньше бюджета. Тем не менее компания «невероятно гордится, что ассоциируется с этим режиссером», подчеркивает Стюарт. Серебренникова он называет «старшим товарищем»: «Кирилла Семеновича знаю практически с детства. Это друг семьи».

Последний пример сотрудничества сторон — фильм «Лето», участник основного конкурса Каннского фестиваля 2018 года (на момент отправки номера в печать лауреаты еще не были известны). «Мы принесли Кириллу Семеновичу сценарий, его делали долго, это был настоящий производственный ад. Несмотря на то что это абсолютно неочевидная для него эпоха, он сказал: «Поехали». Изучил, вник и сделал проект полностью своим», — рассказывает Стюарт.

Мировая премьера «Лета» состоялась без участия режиссера: с конца августа Серебренников находится под домашним арестом по делу о хищении бюджетных средств в рамках проекта «Седьмая студия». Стюарт надеется на благополучный итог разбирательства: «Верим, что все недоразумения [с Серебренниковым] разрешатся, и мы продолжим вместе покорять мировой кинематограф».

Это не просто слова: основатели Hype Production всерьез мечтают завоевать международный кино-рынок. Для этого они готовы работать с зарубежными командами и делать фильмы на английском языке. Первым опытом стал англоязычный режиссерский дебют Алисы Хазановой «Осколки» (Middleground).

«Мы сознательно делаем кино не для классического кинопроката, а скорее фестивальное. Но не непонятный, недоступный зрителю артхаус. Нам просто интересно авторское высказывание», — заключает Стюарт.

Фото: Арсений Несходимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Открыть в приложении