Дмитрий Ливанов о прошлом, настоящем и будущем российского образования

РБКОбщество

Дмитрий Ливанов: «В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим»

Беседовала Екатерина Кабышева

Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института (МФТИ), доктор физико-математических наук. С 2012 по 2016 год — министр образования и науки РФ

Почему люди тратят годы на получение высшего образования и в одночасье меняют профессию, как вузы реагируют на социально-экономические изменения и что помогает выпускникам становиться частью интеллектуальной элиты? О прошлом, настоящем и будущем российского образования «РБК Тренды» поговорили с ректором МФТИ Дмитрием Ливановым.

Когнитивное развитие и социальный статус: зачем сегодня нужно образование

РБК: Получение знаний, выбор профессии — это все задел на будущее. А что в настоящем? Для чего люди сейчас получают высшее образование?

Д. Л.: У высшего образования две основные задачи. Первая — практическая: университеты помогают осваивать новые профессии и готовиться к работе. Вторая задача более философская: вузы дают возможность интеллектуального развития, инструменты для совершенствования когнитивных способностей. С этим связана социализация: благодаря высшему образованию человек прокладывает себе путь в когорту людей, которых можно условно назвать интеллектуальной элитой.

Если бы приходилось решать только первую задачу, высшее образование было бы совсем другим. В таком случае хорошо бы работали более короткие программы профессиональной переподготовки, заточенные под конкретные рабочие места. Но на практике человек хочет не просто работать, но еще и расти как личность — а однажды, может быть, вообще сменить профессию. Именно поэтому люди и тратят годы жизни на высшее образование.

РБК: Получается, университеты помогают готовить универсальных специалистов, которые в будущем смогут быстро осваивать новые навыки. Это особенно важно в контексте активных трансформаций общества и рынка труда. Влияют ли эти перемены на образование?

Д. Л.: На самом деле и 10, и 20, и даже 100 лет назад все менялось так же быстро, как и сейчас, это касается и технологий, и социальных процессов. Люди во все времена меняли профессии: в прошлом тоже бывали ситуации, когда человек выбирал образовательный трек в подростковом возрасте, а потом взрослел и понимал, что его интересы лежат в другой области. В этом нет ничего необычного, и система образования всегда реагирует на социально-экономические изменения.

С навыками то же самое — во все времена на рынке труда были востребованы специалисты с одними и теми же чертами. Любой работодатель хочет, чтобы сотрудник был квалифицированным, работоспособным, дисциплинированным, ответственным. Так же будет и в будущем.

Запросы от государства и рыночная среда: как вузы создают программы будущего

РБК: Что делают университеты, чтобы успевать за прогрессом?

Д. Л.: Действительно, технологии, которые используются в разных отраслях, сейчас активно меняются. И университеты учитывают эти изменения при формировании образовательных программ. Это нужно, чтобы люди после вуза могли сразу приступить к работе без необходимости дополнительно проходить специальное обучение.

Университеты живут в рыночной среде и реагируют на ее колебания: отказываются от устаревших программ, формируют новые. В создании новых направлений вузы ориентируются на требования бизнеса и государства, а также на исследования рынка труда: их могут проводить Минтруд России, Роструд, частные консалтинговые и экспертные организации.

Но при этом университетам стоит подходить к запросам от бизнеса с осторожностью. Часто горизонт планирования компаний ограничен, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе. Поэтому вузы опираются не столько на информацию о количестве специалистов разных профессий, потребность в которых есть у компаний, сколько на желаемый уровень компетенций.

РБК: А как понять, что образовательная программа устарела?

Д. Л.: Образовательная программа теряет актуальность, если ее выпускники неконкурентоспособны на рынке труда: их зарплата ниже, чем у выпускников других вузов, которые работают в той же отрасли и на похожих позициях. Такие данные собирает Роструд — мониторинг включает в себя размер оплаты труда выпускников разных университетов, отрасль, в которой они работают через год, три и пять лет. Думаю, в ближайшее время результаты замеров станут общедоступны.

Иногда образовательная программа становится неактуальной, потому что снижается спрос на профессию. Он создается прежде всего материальным фактором, но есть еще и такие составляющие, как престиж, уважение к представителям профессии в обществе. Часто дело не в программах обучения, а в желаниях людей: они оканчивают университет и понимают, что хотят двигаться по другому профессиональному пути. И это нормально — талантливый выпускник может легко начать работать не по специальности. В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим.

РБК: И вот мы подошли к теме будущего. Какие профессии будут востребованы в России и мире в ближайшие годы?

Д. Л.: В ближайшие десятилетия в фокусе внимания точно останется все, что связано с информационными технологиями в целом и искусственным интеллектом в частности. Также востребованными будут профессии в сфере медицины и качества жизни в самом широком смысле, включая здравоохранение, производство продуктов и сельское хозяйство. Помимо этого, на первый план будут выходить вопросы, связанные с климатической повесткой.

Инвестиции в знания и новые форматы: прошлое и будущее российского образования

РБК: Какие тренды вы видите в развитии российского образования?

Д. Л.: Главный тренд — серьезное изменение ситуации с финансированием. За последние десять лет удалось уйти от ситуации тотального недофинансирования на всех уровнях, от школ до университетов. Дефицит сохраняется, но заметен значимый прогресс.

Это стало результатом работы по указам президента РФ, которые были изданы в 2012 году. В них обозначались конкретные цели по зарплатам специалистов в сфере образования: учителей, вузовских преподавателей, научных сотрудников. Это очень важно, поскольку инвестиции в образование — это вклад в людей, улучшение их социального статуса.

Еще один тренд — растущая привлекательность среднего профессионального образования. Государство реагирует на растущий спрос и предлагает программы целевой поддержки. К примеру, программа «Профессионалитет» помогает студентам колледжей стать высококвалифицированными специалистами на ведущих предприятиях регионов. Программа реализуется за счет средств из федерального бюджета при поддержке регионов и ключевых индустриальных партнеров.

Также стоит отметить программы развития ведущих университетов. Среди них проект «Приоритет 2030», благодаря которому лучшие вузы страны получают дополнительные ресурсы на реализацию образовательных и научных инициатив — то есть на финансирование своих программ. Это хороший пример того, как селективная целевая поддержка со стороны государства способна серьезно продвинуть университеты и в национальном, и в международном контексте.

РБК: А как отказ от бакалавриата и магистратуры может сказаться на образовании в России?

Д. Л.: Само по себе изменение сроков обучения не приведет к кардинальным трансформациям. Но любые перемены — это окно возможностей, шанс перейти к более современному формату образовательных программ. К примеру, сейчас есть только двухлетние магистратуры — а в будущем, возможно, студент сможет выбирать, учиться в магистратуре один год или два. Пока по этому вопросу не принято определенных решений. Но, думаю, изменения будут позитивными: эксперты смогут найти оптимальный вариант, как перейти от двухуровневой системы — на самом деле довольно жесткой — к более гибкой альтернативе.

РБК: Действительно ли советское образование было лучшим в мире? В чем отличия между ним и нынешней системой в России?

Д. Л.: Оно точно было качественным. Профессия учителя в школе и преподавателя в университете была престижной и привлекательной для молодежи, образование финансировалось: расходы на него на долю ВВП были выше, чем сейчас. Но, как я уже отмечал, ситуация меняется в лучшую сторону.

Система образования в любой стране — это часть общества, она проходит через все те же исторические этапы. Поэтому логично, что российское образование выросло из советского и унаследовало его черты. Сейчас мы находимся в процессе перехода от советской системы к новому подходу, который пока не сложился окончательно. Ведущие эксперты активно думают о том, как развивать российское образование с учетом его предыстории и вызовов, которые ставит развитие страны. И эта рефлексия обязательно приведет к своим результатам.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся» Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся»

Виталий Алтухов о тонкостях профориентации и карьерного трека

РБК
Андрей Себрант: «В карьере нет заранее известной конечной точки» Андрей Себрант: «В карьере нет заранее известной конечной точки»

Как технологии повлияли на карьерное развитие в IT и где искать предсказуемость

РБК
Умножение делением Умножение делением

Безусловный базовый доход: почему он не станет билетом в безбедную жизнь

РБК
Рина Зеленая. Каждый день была счастлива с мужем Рина Зеленая. Каждый день была счастлива с мужем

Рина всегда ценила интеллектуалов с неординарным мышлением

Караван историй
От помощника в обучении до будущей профессии От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Куда приводят мечты (и стоит ли за ними следовать) Куда приводят мечты (и стоит ли за ними следовать)

Что будет, если позволить себе воплотить в жизнь давние желания?

Psychologies
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях

Десять стоп-сигналов, которые говорят женщинам: «Не стоит ему отвечать»

Psychologies
«Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет» «Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет»

Александр Сафиулин о переходе российских компаний на новые цифровые решения

РБК
Держись подальше. 7 признаков токсичного партнера Держись подальше. 7 признаков токсичного партнера

Как вычислить токсичного партнера по определенным признакам в поведении

Лиза
«Швабе» о человеческом капитале: «От нашей работы с людьми зависит успех компании» «Швабе» о человеческом капитале: «От нашей работы с людьми зависит успех компании»

О том, как с непростой ситуацией кадрового голода справляется холдинг «Швабе»

ФедералПресс
«Советские продавцы свободы»: как жили и работали фарцовщики в СССР «Советские продавцы свободы»: как жили и работали фарцовщики в СССР

Кем были первые советские миллионеры и как строился их бизнес.

ТехИнсайдер
В диалоге с цветами В диалоге с цветами

Формы и стили, которые подчеркивают и по-новому показывают красоту цветка

Наука и жизнь
А ты возьми и купи слона А ты возьми и купи слона

Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

Psychologies
«Болячки прикладывали прямо к экрану»: псевдоцелители и «натуропаты» в новейшей истории России «Болячки прикладывали прямо к экрану»: псевдоцелители и «натуропаты» в новейшей истории России

«Целители», которые обещали людям из СССР лекарство от всех болезней

Правила жизни
Как корабль назовешь: познакомьтесь с Таней Андриановой и Кириллом Сергеевым, которые устраивают вечеринки на воде Как корабль назовешь: познакомьтесь с Таней Андриановой и Кириллом Сергеевым, которые устраивают вечеринки на воде

Создатели вечеринок на воде Cruise — о музыке и будущем проекта

Правила жизни
Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт

Каково это — быть способной создать новую жизнь, но ощущать себя несвободной?

Forbes
Диво дивное Диво дивное

Воронежская область — поля подсолнухов, меловые столбы и водная гладь Дона

Лиза
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Деяния Витте: сталь Транссиба и сохранение русского Дальнего Востока

Знание – сила
Шитьё: нaряд вне очереди Шитьё: нaряд вне очереди

Вышивка — один из верных способов сделать внешний вид более ярким, праздничным

КАНТРИ Русская азбука
Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах

Как помочь будущему айтишнику найти свое призвание

Наука и техника
Многоразовый космический корабль Многоразовый космический корабль

Как космический корабль «Буран» опередил свое время

Наука и техника
Безмолвные слезы вещей: роман о расследовании судеб погибших в концлагерях Безмолвные слезы вещей: роман о расследовании судеб погибших в концлагерях

Отрывок из романа Гаэль Ноан «Бюро расследования судеб»

Forbes
«Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света» «Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света»

«Славянская нечисть»: чем опасна полудница

N+1
Обжиг: привет керамика! Обжиг: привет керамика!

Место, где не просто «горшки обжигают»

КАНТРИ Русская азбука
Неудачный «Большой скачок»: зачем Китай закупал воробьев у Канады и СССР Неудачный «Большой скачок»: зачем Китай закупал воробьев у Канады и СССР

«Большой скачок»: зачем Китай решил истребить воробьев?

ТехИнсайдер
В дружеских объятиях дракона: принесет ли Китай пользу российской отрасли видеоигр В дружеских объятиях дракона: принесет ли Китай пользу российской отрасли видеоигр

Какими перспективами может обернуться сотрудничество в отрасли видеоигр РФ и КНР

Forbes
Правда или миф: действительно ли панама была придумана в Панаме? Правда или миф: действительно ли панама была придумана в Панаме?

Кто придумал панаму и почему она так называется?

ТехИнсайдер
Финтех, крипта, долларизация: как Латинская Америка справляется с валютным хаосом Финтех, крипта, долларизация: как Латинская Америка справляется с валютным хаосом

В Латинской Америке появилась россыпь стартапов-«единорогов» в финтех-сфере

Forbes
Радиоэлектронная борьба в армиях стран НАТО Радиоэлектронная борьба в армиях стран НАТО

Программы развития радиоэлектронной борьбы в России и США

Обозрение армии и флота
Открыть в приложении