Жеваный крот и родная речь
Все мы знаем, что сказать, попав молотком по пальцу или упустив поезд. Одни позволяют себе такие высказывания только в крайних случаях, а для других ругательства – часть повседневного общения. А зачем вообще они нам нужны?
Совсем недавно детям за «плохие слова » суровые воспитатели мыли рот с мылом, а мужчины не позволяли себе крепких выражений в присутствии дам. Но сегодня уже и сами женщины нередко вставляют в речь ядреное словцо. Почему нам не удается обойтись без сквернословия?
Выпустить пар
Ругательства – общественно безопасный и относительно приемлемый способ выразить свое неудовольствие по любому поводу. «Мы не можем контролировать эмоции, которые вдруг возникают, – говорит психодраматерапевт Евгений Зингер. – Обиду, злость или гнев мы испытываем независимо от желания, однако мы в состоянии контролировать их проявление вовне». Ругательства позволяют нам спустить пар, сохранить чувство собственного достоинства и вместе с тем воздержаться от физических столкновений. Эта роль ругательств была известна еще во времена Гомера. «Кончи раздор... Злыми словами язви, но рукою меча не касайся», – говорит богиня Афина герою Ахиллу, когда он готов вступить в схватку1.
Ругательства могут быть способом утвердить свою принадлежность к определенной социальной группе, будь то байкерская тусовка или бригада грузчиков, и способом подчеркнуть свой статус и власть, принизив оппонента. Когда в XX веке женщины добились социального равенства, они стали прибегать к тем же способам сбросить напряжение, которые были в ходу у мужчин.
На многих влияют обстоятельства. «С появлением ковида уровень стресса в обществе сильно вырос, а вместе с ним участилось использование мата, – отмечает клинический психолог и семейный психотерапевт Лаура Далгатова. – Даже те, кто до пандемии не матерились, стали вставлять в речь ругательства».
0,5% столько в среднем составляют ругательства от ежедневной устной речи. sciencedirect.com
Родственники Кузьмы
Кроме обычного набора ругательств мы пользуемся эвфемизмами – словами-заместителями. Некоторые из них (например, «блин») стали настолько привычными, что не каждый вспомнит, что когда-то они замещали нечто нецензурное. Такие слова мы часто используем как звуковую паузу, чтобы дать себе время подумать, они уже лишены собственного смысла. Другие эвфемизмы забавны, как, например, «жеваный крот», и это добавляет в общение юмор, который также помогает разрядить напряжение. «Общество относится к таким ругательствам гораздо лояльней. Их употребление зачастую не вызывает возмущения, даже когда их используют дети», – замечает Лаура Далгатова. При этом «кузькина мать» выполняет свою роль – дать выход эмоциям – ничуть не хуже мата. «Такие ругательства редко бывают персонализированными, направленными на конкретную личность, – отмечает Евгений Зингер. – Обычно мы используем их в ситуациях, где винить можно только себя и мир».