50 — это новые 30?
Еще недавно в этом возрасте мы начинали готовиться к пенсии, а сегодня – в ожидании новой жизни. Почему все так поменялось и какие у нас перспективы в этой реальности?
Продолжительность жизни увеличивается, и у нас старость начнется лет на 25 позже, чем у родителей. А в 50 лет нас ждет лишь расцвет зрелости. Желающих в этом возрасте посвятить себя исключительно заботе о внуках становится все меньше. Социологи говорят о смене парадигмы, а нынешних 50-летних называют новаторами. На наших глазах они изобретают свои каноны, рушат старые представления о важном и правильном. Почему именно сейчас настал переломный момент и кто они, творцы новой реальности?
Старая история
Отношение к возрасту диктует социум, его история и культура. Присмотримся, как в старых советских фильмах (например, «Дело было в Пенькове», «Свадьба в Малиновке») изображаются пятидесятилетние: это деревенские бабушки и дедушки с налетом комизма. Почему они вызывали усмешку? Этому есть объяснение, считает психолог Екатерина Антропова: когда в 1917 году произошла революция, появилась самая молодая на свете страна с самыми молодыми людьми, которые строили государство нового типа. Представители старших поколений воспринимались как «осколки прошлого». СССР был самым молодым в мире, и это отразилось даже на принципах строительства 1920–30-х годов – дома возводились без лифтов: кто может забраться на пятый этаж с сумками – молодец, кто нет – его проблемы. Зрелость впервые была лишена такого важного атрибута, как мудрость, – новые поколения в ней не нуждались.
По иронии судьбы, когда началась перестройка, строители коммунизма были уже пожилыми. И уже их объявили ничего не понимающими ретроградами. К тому же у нас случилась не только политическая, но и технологическая революция: мы все переехали жить в интернет, молодые осваивают его намного быстрее старших.
Нашей современнице совсем не обязательно прислушиваться к свекрови, чтобы узнать, как воспитывать детей, выпекать хлеб и вести домашнее хозяйство. Если она хорошо зарабатывает, то наймет няню и домработницу. А если не очень хорошо, то на YouTube посмотрит несколько роликов и все узнает. Неудивительно, что люди не хотят стареть, так они утрачивают не только молодость, но и авторитет.
Зачем нам новые 30
«Личное развитие, опыт и память тела – то триединство, на которое люди опираются в зрелости и чем могут делиться с молодыми, – размышляет Екатерина Антропова. – Вокруг множество молодящихся мальчиков и девочек, которые себя очень тюнингуют. И часто это делается не для удовольствия, а от ужаса перед своим возрастом». Зрелость дает возможность задать себе основные вопросы: что в жизни самое главное? Без чего я не могу считать ее состоявшейся? На них сложно ответить в юности, но к сорока годам мы уже хорошо себя знаем и можем получить ответы. Также мы начинаем понимать свои ограничения, догадываться, что нам уже не суждено стать рок-звездой, астронавтом, моделью, физиком-ядерщиком... Мы можем сосредоточиться на главных целях жизни, но горизонт возможностей сужается. Порой это трудно принять, и мы отмахиваемся от пугающих мыслей, отказываясь признавать власть времени над собой.
«Если в пятьдесят мы пытаемся убедить себя и других, что нам все еще тридцать, это указывает на недостаток контакта со своими внутренними процессами, – считает психоаналитический психотерапевт Григорий Горшунин. – Среди нас немало тех, кто боится меняться, начинать новое дело, отношения, переезжать в новое место, кто откладывает решение до такой степени, что уже понятно: никогда не будет ни новых тридцати, ни даже новых сорока. На мой взгляд, для нас будет полезным принять свой возраст, посмотреть на жизнь трезвым взглядом, основываясь на внутренних изменениях. Возраст накладывает ограничения, но и дает новые возможности: в пятьдесят мы более опытны, мудры, реже принимаем скоропалительные решения».