Существуют ли трудные дети?
Все больше отчаявшихся родителей приходят к психологу со словами: «Я не знаю, как с ним справиться. Может, он болен?» Но вспышки гнева, упрямство, капризы – еще не признаки патологии.
“Я из тех мам, которые на улице бегут за ребенком с криком «Осторожно!», сгорают со стыда оттого, что он опять не давал спать другим детям во время тихого часа, взрываются, когда приходится по десять раз повторять одно и то же и все без толку. Я мать, лишенная собственного достоинства», – 32-летняя Лора рассказывает это со смехом, но видно, что и ей, и ее мужу на самом деле тяжело. Их сын, сейчас уже пятилетний, перевернул жизнь родителей вверх тормашками. Чувство вины, ссоры, постоянная усталость угрожают нарушить семейное согласие. Лора признается, что иногда видит в любимом ребенке «врага»: «Мне начинает казаться, что он поглотит меня целиком».
Сколько еще родителей чувствуют себя беспомощными, потому что ребенок кажется им неуправляемым? Кто-то считает себя жертвой маленького домашнего тирана, кто-то изумляется, что методы воспитания, которые отлично работали с первым ребенком, совершенно бесполезны со вторым. Слишком непоседливый, слишком непослушный, дерзкий, капризный, нелюдимый – у каждой пары свой перечень претензий к природе, характеру ребенка, к себе самим…
Он не такой, как мы мечтали
Когда мы планируем завести ребенка, когда ждем его появления на свет, мы вольно или невольно фантазируем о том, каким он будет, каким мы хотим его видеть. У кого-то это ясный образ, прописанный до деталей, вплоть до цвета глаз и роста, у кого-то смутный, неоформленный. Наши желания и мечты так же неповторимы, как мы сами. Но нельзя вообразить, что кто-то из нас мечтает о трудном ребенке.
Когда реальность очевидно не совпадает с придуманным красивым (а то и просто гламурным) образом, выдержать это могут не все. «У многих родителей есть представление, что ребенок должен быть спокойным, удобным, благодарным, – рассказывает детский психолог Елена Морозова. – Тут надо разочаровать родителей: очень редко то, что они себе придумали, сбывается. Реальный, живой ребенок все равно таким не будет. Но это не значит, что он хуже того, которого они себе придумали». Нам может быть трудно принять сам факт, что ребенок – другой, совершенно непохожий на нас. Ведь он же плоть от плоти, он «должен» быть нашим продолжением – откуда в нем эти чужие, а то и чуждые черты характера? Как это может быть – родной по крови, но незнакомец? «Матери или отцу бывает сложно понимать ребенка, когда они сильно расходятся с ним психологически, например, если у них совсем разные темпераменты, когда они не совпадают по темповым характеристикам, – продолжает Елена Морозова. – Например, мать активная, быстрая, успешная, а ребенок медлительный, нерасторопный, застенчивый. Родителей это раздражает, сбивает с толку, и ребенок будет казаться им трудным».
Это врожденное?
Раз мы заговорили о врожденных особенностях, логично задаться вопросом: трудные дети – они такие от природы? «Можно говорить о врожденных свойствах нервной системы, от которых зависят процессы возбуждения и торможения, – объясняет возрастной психолог Татьяна Бедник. – Есть еще сенсорные особенности восприятия окружающего мира. Помимо всем известных пяти чувств есть, например, еще мышечно-суставное чувство, способность ощущать свою позу, координировать движения. Если у ребенка оно ослаблено, он ни минуты не сидит на месте. Движение ему необходимо как стимуляция, просто чтобы почувствовать свое тело, руки-ноги». Родителей и бабушек такой перпетуум-мобиле порой доводит до исступления. Они не догадываются, что проблему, скорей всего, можно смягчить с помощью зарядки, массажа. Татьяна Бедник приводит и другие примеры. Родители переживают, что ребенок труслив – но у него, возможно, пока не очень хорошо развит вестибулярный аппарат, из-за этого он чувствует себя неуверенно и всего опасается, его не заставишь полезть на горку, ему сложно перешагнуть через какой-то предмет, его укачивает в машине. А ребенок с тактильной гиперчувствительностью может часто капризничать и злиться просто потому, что контакт с одеждой, которого мы даже не замечаем, его сильно раздражает. Он не хочет играть с детьми, ему трудно с ними общаться, поскольку он неосознанно боится чужого прикосновения.