Playboy и звезды поп-арта: вехи отношений
Во все времена PLAYBOY был визуально красив. Но за этой красотой стоят не только фото обнаженных женщин. С тех самых пор, как Хью Хефнер основал PLAYBOY в декабре 1953 года, наш журнал всегда дышал искусством. Сальвадор Дали, Альберто Варгас и Патрик Нагель – вот лишь несколько краеугольных для мирового искусства имен, в разное время мелькавших на его страницах. Почти сразу после того, как Хеф отпечатал первый номер PLAYBOY, в Америке появился и другой культурный фетиш – поп-арт. И раз уж двум культам выпало расти и развиваться в одно время, их пути неминуемо должны были пересечься. Сотрудничество нашего журнала с принцем американского попа – именно так в 1967 году PLAYBOY окрестил Энди Уорхола – длилось почти 30 лет. Сегодня мы вспоминаем историю отношений PLAYBOY с Уорхолом и еще тремя тяжеловесами поп-арта – Джеймсом Розенквистом, Томом Вессельманом и Китом Харингом. Некоторые из приведенных ниже работ публикуются впервые.
Энди Уорхол
Уорхол впервые косвенно соприкоснулся с PLAYBOY в 1961 году, опубликовав работу в журнале Show Business Illustrated, побочном и недолговечном проекте Хефнера. Непосредственно же в PLAYBOY он дебютировал в 1967-м, уже в ранге культурного поп-арт-феномена, с трафаретным диптихом женского торса (слева). Два года спустя Уорхол провел для PLAYBOY «пожалуй, самую неординарную селфи-сессию всех времен и народов, семь автопортретов в стиле посмертной маски» (вверху) – именно так оценил этот цикл историк искусств Чарльз Стаки в нашей арт-ретроспективе январского номера за 1990 год. Портреты были выполнены на копировальной машине. Единственный плейбойский пикториал Уорхола вышел в 1974 году; он назывался «Мгновенный Уорхол» и представлял «фотографа, который редко выходит на охоту без верного полароида». К портрету фотографа с вышеозначенной камерой прилагались коллажи из сделанных ею снимков. Фото актрис Патти д’Арбанвиль и Доминики Дарел (далеко слева, на фоне мэтра с полароидом) тогда были забракованы и сейчас публикуются впервые.