Главный русский оперный режиссер Дмитрий Черняков

TatlerКультура

Preview / Режиссер

Желез­ный Феликсович

Режис­сер-ре­во­лю­ци­о­нер Дмит­рий Чер­ня­ков твер­дой ру­кой вы­би­ва­ет пыль из опер­но­го ан­ти­ква­ри­а­та. В июле на Ривье­ре он сде­ла­ет ге­не­раль­ную убор­ку «Кармен».

Текст: Алек­сей Тар­ха­нов («Ъ»). Фото: Алек­сей Константинов

Режис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков дав­но уже Дмит­рий Фелик­со­вич, но все на­зы­ва­ют его Митя. Это не от па­ни­брат­ства, па­ни­брат­ства он не лю­бит, а от при­ли­ва чувств. На каж­дую его по­ста­нов­ку — в Париж, Лион, Мюн­хен, Цюрих — при­ез­жа­ет огром­ная ком­па­ния рус­ских дру­зей и по­клон­ни­ков. В ней про­дю­се­ры, жур­на­ли­сты, му­зы­ко­ве­ды и про­чие млад­шие на­уч­ные со­труд­ни­ки со­сед­ству­ют с ген­ди­рек­то­ра­ми, вице-пре­зи­ден­та­ми, крем­лев­ски­ми пресс-сек­ре­та­ря­ми и про­чи­ми гла­ва­ми «Газпрома».

В ап­ре­ле на па­риж­ской пре­мье­ре «Сне­гу­роч­ки» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва треть, а то и по­ло­ви­на зала была наша, рус­ская, спе­ци­аль­но сле­тев­ша­я­ся в Опе­ру Басти­лии. Фран­цуз­ская пуб­ли­ка лю­бит на пре­мье­рах бу­кать, но на этот раз как воды в рот на­бра­ла. То ли про­ник­лась бе­рен­де­е­вым цар­ством, то ли по­чув­ство­ва­ла, что бук­ни толь­ко — и раз­не­сут на кус­ки, как Бастилию.

Аида Гари­фул­ли­на в за­глав­ной роли в спек­так­ле «Сне­гу­роч­ка» в па­риж­ской Опе­ре Бастилии, 2017.

Я вспо­ми­наю на­ча­ло ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва, ко­гда в свою род­ную Моск­ву в кон­це де­вя­но­стых он вер­нул­ся два­дца­ти­вось­ми­лет­ним про­вин­ци­аль­ным ре­жис­се­ром. При­вез на «Золо­тую мас­ку» сде­лан­но­го им в но­во­си­бир­ском те­ат­ре «Моло­до­го Дави­да» на му­зы­ку ека­те­рин­бурж­ца Вла­ди­ми­ра Кобе­ки­на. «Мас­ку» не дали, но спек­такль за­ме­ти­ли и поз­во­ли­ли — спа­си­бо Вале­рию Гер­ги­е­ву — по­ста­вить в Мари­ин­ском те­ат­ре «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ките­же и деве Фев­ро­нии». Пер­вая и, воз­мож­но, глав­ная ра­бо­та Чер­ня­ко­ва по Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву, ме­ня­ясь, про­шла по­том сле­дом за ним по раз­ным опер­ным сце­нам мира. На ней мы и уви­де­ли, что за ре­жис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков и в чем он нам, если мож­но так вы­ра­зить­ся, Митя.

Ну и Рим­ский-Кор­са­ков с тех пор тоже в его ко­ман­де. А еще в ней Глин­ка, Мусорг­ский, Чай­ков­ский, Шоста­ко­вич. Чер­ня­ков ока­зал­ся сей­час пол­но­моч­ным пред­ста­ви­те­лем рус­ской опе­ры на западе.

— Я став­лю рус­ские опе­ры не по­то­му, что я из Рос­сии, а по­то­му, что я их люб­лю, — го­во­рит мне на это Чер­ня­ков. — Это все­гда было моим соб­ствен­ным же­ла­ни­ем. Я ни­ко­гда не счи­тал, что меня по­ме­ща­ют в ре­зер­ва­цию, я ведь ста­вил Ваг­не­ра и Вер­ди, Бер­га и Моцар­та. Мне очень нра­вит­ся, что я могу пре­под­не­сти вещи, ко­то­рые мы зна­ем с дет­ства, а здесь их и не слы­ша­ли, как ту же «Сне­гу­роч­ку». До того как мы по­ста­ви­ли с Барен­бой­мом «Игро­ка» в Бер­ли­не, это была ма­ло­из­вест­ная «рус­ская опе­ра», ко­то­рую при­во­зи­ли на га­стро­ли, в ос­нов­ном из Мари­ин­ско­го те­ат­ра. Теперь опе­ра Про­ко­фье­ва даже без рус­ских со­ли­стов и рус­ских те­ат­ров идет вез­де: в Ковент-Гар­ден, Франк­фур­те, Вене и Амстер­да­ме. Когда я ду­маю, что это и бла­го­да­ря на­ше­му спек­так­лю, я чув­ствую себя очень довольным.

Одна­ко до­воль­ны не все. Когда ор­де­на Лени­на ди­ри­жер Юрий Темир­ка­нов го­во­рит, что от­дель­ные горе-ре­жис­се­ры «пре­вра­ща­ют ве­ли­кую му­зы­ку Моцар­та, Чай­ков­ско­го, Ваг­не­ра в со­про­вож­де­ние сво­их ду­рац­ких вы­ду­мок» — это ка­му­шек из­вест­но в чей ого­род. Гали­на Виш­нев­ская шесть лет на­зад во­об­ще от­ка­за­лась празд­но­вать юби­лей в те­ат­ре, осквер­нен­ном чер­ня­ков­ски­ми «Рус­ла­ном и Люд­ми­лой». А про «Евге­ния Оне­ги­на» ска­за­ла: «Уте­ша­ет лишь мысль, что это бес­стыд­ство про­изо­шло не на сце­не Боль­шо­го». Не на Исто­ри­че­ской сце­не, име­ла она в виду, — так-то «Оне­гин» бла­го­по­луч­но идет на Новой сце­не по сей день.

Да, ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва — ко­неч­но, рус­ская клас­си­ка, но со­всем не та рус­ская клас­си­ка, под ко­то­рую мы слад­ко зе­ва­ли с дет­ства. Его стиль — ста­рая, за­слу­жен­ная опе­ра, ко­то­рая не­ожи­дан­но просну­лась и удив­лен­но та­ра­щит гла­за, ока­зав­шись в стрес­со­вых усло­ви­ях, в не­ожи­дан­ных де­ко­ра­ци­ях, в но­вых об­сто­я­тель­ствах. Их ре­жис­сер все­гда при­ду­мы­ва­ет сам, с со­вре­мен­ны­ми ак­те­ра­ми (а не толь­ко пев­ца­ми) и глав­ное — с со­вре­мен­ны­ми, по­нят­ны­ми нам, мо­ти­ва­ми действий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 мыслей Франсуа Озона 15 мыслей Франсуа Озона

Французский режиссер поделился пятнадцатью из множества своих мыслей

GQ
Правила хорошего Тома Правила хорошего Тома

Том Харди объясняет, как создать идеального привлекательного злодея

Glamour
Илья Носков: «Не люблю следовать моде» Илья Носков: «Не люблю следовать моде»

О детях, хоккее и о том, почему ему нравится сниматься в исторических проектах

Лиза
Сергей Шнуров Сергей Шнуров

Правила жизни Сергея Шнурова

Esquire
Искусственный интеллект Искусственный интеллект

Как создавалась программа FaceApp

Популярная механика
Как научиться просить о помощи Как научиться просить о помощи

Сегодня очень ценно быть независимой и надеяться только на себя

9 месяцев
Чужой. Завет Чужой. Завет

Алан Дин Фостер пытается объяснить все логические нестыковки фильма

Playboy
Приручить вертикаль Приручить вертикаль

Можно ли управлять с помощью живых людей, а не только бумаг

Русский репортер
Mazda3 Mazda3

На вторичном рынке решает не облик, а надежность и неприхотливость конструкции

АвтоМир
IPhone на колесиках IPhone на колесиках

Смартджет объединяет в себе все лучшие свойства мотоциклов и велосипедов

Популярная механика
Осторожно! Частная собственность Осторожно! Частная собственность

У каждого человека есть «личное пространство». Посторонним вход воспрещен

Добрые советы
“У меня есть лучший друг. Это я сам” “У меня есть лучший друг. Это я сам”

Светлана Кривцова уверена: всегда есть тот, кто меня не бросит, и это – я сам

Psychologies
Kia Picanto Kia Picanto

Хэтчбек третьего поколения прибыл в Россию только с пятидверным кузовом

АвтоМир
Владислав Ветров. Важнее всего Владислав Ветров. Важнее всего

Я часто уезжаю из дома, но стараюсь создавать эффект присутствия

Караван историй
Роль писателя могу только сыграть Роль писателя могу только сыграть

Юрий Стоянов написал новую книгу «про себя, про свое, про своих»

Добрые советы
Новый сезон универа Новый сезон универа

Истории девушек, которые смогли поступить в зарубежные вузы

Glamour
Все на улицу: как тренироваться на свежем воздухе Все на улицу: как тренироваться на свежем воздухе

В хорошую погоду гораздо приятнее тренироваться не в душном зале, а в парке или во дворе дома. Занятия спортом на улице позволяют сжечь больше калорий, проще переносятся и поднимают настроение. На что обратить внимание и каких ошибок нужно избегать, рассказывает Андрей Палий, персональный тренер студий Pro Trener.

Psychologies
Про любовь Про любовь

Как небольшая мастерская превратилась в крупную промышленную компанию

AD
Мы исполняем только те песни, которые хотим исполнить Мы исполняем только те песни, которые хотим исполнить

Бессменный фронтмен Depeche Mode Дейв Гаан о том, кто в группе поет хуже всех

Playboy
Ксения Раппопорт: женщина, которая не говорит о себе Ксения Раппопорт: женщина, которая не говорит о себе

Ксения Раппопорт становится одной из главных актрис итальянского кино

Esquire
Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду» Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду»

Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»? Как защититься от информационной пушки? Юрий Грымов, режиссер спектакля «О дивный новый мир», обеспокоен воздействием медиа на наше сознание и предлагает свой способ ему противостоять.

Psychologies
Любовь Полехина. Дочки-матери Любовь Полехина. Дочки-матери

«Ты можешь все потерять, если свяжешь свою судьбу с иностранцем»

Караван историй
Ледокол и птица с хоботом Ледокол и птица с хоботом

Журавлиный профиль кранов безошибочно подсказывает: где-то рядом порт или верфь

Популярная механика
Ford Kuga – Toyota RАV4 Ford Kuga – Toyota RАV4

Их поединок на российском рынке продолжается уже почти десять лет

АвтоМир
Холодный расчет Джека Стормса Холодный расчет Джека Стормса

Мимолетные вспышки застывших в стекле фейерверков – результат точного расчета

Популярная механика
Playboy и звезды поп-арта: вехи отношений Playboy и звезды поп-арта: вехи отношений

Взаимопересекающиеся культы: мировые звезды поп-арта и журнал Playboy

Playboy
После года в северокорейской тюрьме умер американский студент: хроника событий После года в северокорейской тюрьме умер американский студент: хроника событий

Отто Вомбиера заключили за сорванный со стены отеля пропагандистский плакат

Правила жизни
Место силы Место силы

GQ прощупывает шансы Дуэйна «Скалы» Джонсона на президентство

GQ
Как по нотам Как по нотам

Принцесса Black Star Кристина Си с легкостью собирает аншлаги на концертах

Glamour
«Говорить с детьми о войне можно и нужно уже с четырех лет» «Говорить с детьми о войне можно и нужно уже с четырех лет»

Сегодня, 22 июня, наша страна отмечает День памяти и скорби. В 1941 году в этот день началась Великая Отечественная война. Об этом еще помним мы, но для детей это всего лишь дата в учебнике. Нужно ли новому поколению напоминать о страшных страницах истории? Нужно, говорит детский психолог Юлия Кононова. Ведь смысл Дня скорби в том, чтобы история не повторилась, чтобы не было войны.

Psychologies
Открыть в приложении