«Обезуметь от радости» способен каждый из нас без причины, считает философ

PsychologiesРепортаж

“Радоваться может даже тот, кто страдает”

«Обезуметь от радости» способен каждый из нас без видимой причины, считает философ Шарль Пепен.

Текст Дарья Громова

Psychologies: Отличается ли радость от счастья?

Шарль Пепен: Счастье связано с состоянием продолжительной удовлетворенности, которая на чем-то основана: есть причины, чтобы быть счастливым. А радость вспыхивает внезапно и без видимой причины. Или, если и был какой-то повод, намного его превосходит. Например, я чувствую запах горячего кофе или солнечный луч на щеке, и вдруг меня охватывает огромная радость. Поэтому мы говорим – «обезумел от радости». Мы не можем назвать себя счастливыми, если мы встретились с болезнью, страданием, финансовыми трудностями. Но и тогда мы можем обрадоваться чему-то. У каждого из нас есть такой опыт – когда мы вдруг чувствовали, как нас охватывает радость.

Откуда же она берется?

Ш. П.: Из самого бытия. Хотя у меня нет знания, но у меня есть ощущение, что мира могло бы не быть и меня в нем могло бы не быть, и все-таки я есть и живу в этом мире. Радость – это когда мы чувствуем, что жить в этом мире – чудо. Поэтому радость таинственна... и доступна каждому. Даже когда все для нас уже недостижимо, радость все еще достижима.

Получается парадокс: во времена кризисов мы сильней чувствуем радость?

Ш. П.: Именно! Когда жизнь тяжела, у нас больше возможностей приблизиться к чистой радости, как нам прекрасно показали стоики, апостолы или, например, Анри Бергсон. Почему так? Потому что, когда мы испытываем нарциссическую удовлетворенность, когда у нас есть успех, комфорт, любовь и прочее, у нас есть «резоны», чтобы быть довольными. Это похоже на радость, но это не она. Самая чистая радость возникает, когда мы избавились от объективных причин для того, чтобы радоваться. В этом случае она не привязана к моему маленькому «Я», это не «моя маленькая радость», это радость всего мира: как если бы через меня мир радовался тому, что он существует.

Вы говорите, что она возникает без причины. Значит, мы не можем ее вызвать у себя, вырастить в себе?

Ш. П.: Наоборот, я верю в педагогику радости. Первый пункт – перестать «надеяться», перестать идеализировать ту ситуацию, которая должна сложиться в будущем. Речь не только о том, чтобы принять настоящее – а ведь и это проще сказать, чем сделать! Необходимо бороться с идеологией надежды, которую наша эпоха так активно поощряет. Повторяя самым обездоленным: «нужно верить в лучшее», «у тебя есть причины надеяться», мы усиливаем их страдание. Потому что, с одной стороны, когда я надеюсь на улучшение и вижу, что оно не наступает, я добавляю к своему несчастью еще и разочарование. С другой стороны, это мешает мне полюбить то,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении