“Радоваться может даже тот, кто страдает”
«Обезуметь от радости» способен каждый из нас без видимой причины, считает философ Шарль Пепен.
Psychologies: Отличается ли радость от счастья?
Шарль Пепен: Счастье связано с состоянием продолжительной удовлетворенности, которая на чем-то основана: есть причины, чтобы быть счастливым. А радость вспыхивает внезапно и без видимой причины. Или, если и был какой-то повод, намного его превосходит. Например, я чувствую запах горячего кофе или солнечный луч на щеке, и вдруг меня охватывает огромная радость. Поэтому мы говорим – «обезумел от радости». Мы не можем назвать себя счастливыми, если мы встретились с болезнью, страданием, финансовыми трудностями. Но и тогда мы можем обрадоваться чему-то. У каждого из нас есть такой опыт – когда мы вдруг чувствовали, как нас охватывает радость.
Откуда же она берется?
Ш. П.: Из самого бытия. Хотя у меня нет знания, но у меня есть ощущение, что мира могло бы не быть и меня в нем могло бы не быть, и все-таки я есть и живу в этом мире. Радость – это когда мы чувствуем, что жить в этом мире – чудо. Поэтому радость таинственна... и доступна каждому. Даже когда все для нас уже недостижимо, радость все еще достижима.
Получается парадокс: во времена кризисов мы сильней чувствуем радость?
Ш. П.: Именно! Когда жизнь тяжела, у нас больше возможностей приблизиться к чистой радости, как нам прекрасно показали стоики, апостолы или, например, Анри Бергсон. Почему так? Потому что, когда мы испытываем нарциссическую удовлетворенность, когда у нас есть успех, комфорт, любовь и прочее, у нас есть «резоны», чтобы быть довольными. Это похоже на радость, но это не она. Самая чистая радость возникает, когда мы избавились от объективных причин для того, чтобы радоваться. В этом случае она не привязана к моему маленькому «Я», это не «моя маленькая радость», это радость всего мира: как если бы через меня мир радовался тому, что он существует.
Вы говорите, что она возникает без причины. Значит, мы не можем ее вызвать у себя, вырастить в себе?
Ш. П.: Наоборот, я верю в педагогику радости. Первый пункт – перестать «надеяться», перестать идеализировать ту ситуацию, которая должна сложиться в будущем. Речь не только о том, чтобы принять настоящее – а ведь и это проще сказать, чем сделать! Необходимо бороться с идеологией надежды, которую наша эпоха так активно поощряет. Повторяя самым обездоленным: «нужно верить в лучшее», «у тебя есть причины надеяться», мы усиливаем их страдание. Потому что, с одной стороны, когда я надеюсь на улучшение и вижу, что оно не наступает, я добавляю к своему несчастью еще и разочарование. С другой стороны, это мешает мне полюбить то,