Их союз выдержал испытание
Мы можем дружить взахлеб, годами и семьями, а потом происходит что-то, глобальное или незначительное. Недопонимание, резкое слово или разлука... И связь обрывается, как будто ее и не было. Почему так трудно восстановить доверие? И что помогает преодолеть отчуждение, гнев?
В поисках героев мы столкнулись с любопытным фактом: многие респонденты вспоминали о дружбе, которая испытаний как раз не выдержала. «В моей истории хеппи-энда не случилось», – сообщил один. «Не думаю, что смогу простить, и очень по этому поводу переживаю», – призналась другая. «Разбитую вазу не склеить», – подытожил третий. Иногда кажется, что вернуть близость после конфликта в товарищеских отношениях даже труднее, чем в любовных. В чем особая хрупкость, уязвимость этой связи? «Настоящая дружба требует взаимоуважения, искренности и большей душевной работы, – подчеркивает гештальт-терапевт Мария Лекарева. – В любви недомолвки можно скрывать за страстью или рутиной («у нас общая постель, дети, кредит и дача»). У дружбы нет ценности, кроме самой дружбы. В сексуальных отношениях партнеры могут меняться ролями, становясь то мужчиной и женщиной, то взрослым и ребенком (матерью и сыном, отцом и дочкой). В дружбе, как правило, мы на равных, необоснованные капризы одного и снисходительное отношение второго быстро разъедают ткань отношений».
У каждой пары наших героев свой путь: одних связывает общность занятий и увлечений, других – вся жизнь, с ее самыми болевыми и счастливыми моментами. Но для всех эти отношения оказались настолько эмоционально значимыми, что потребность в друге перевесила причину раздора.
«Для восстановления доверия необходима возможность (и желание обоих) обсудить разницу точек зрения на те или иные события, – замечает Мария Лекарева. – Эту работу удалось произвести всем трем парам. Каждому пришлось что-то пересмотреть. Игорю и Владимиру возобновить дружбу помогла терпимость к непохожим поискам и интересам друг друга. Нине и Марии – готовность быть менее критичными и взыскательными. Розе и Виктории – сила раскаяния одной и глубина принятия второй».
«Ее присутствие каким-то непостижимым образом проявляло самые лучшие, самые светлые мои стороны, самые притягательные качества, вдвоем мы были сильнее всех обстоятельств», – говорит о подруге Роза и добавляет, что даже в случае роковой ошибки, разрыва в такой дружбе «есть за что зацепиться душе».