Досье / Растим детей позитивно / От 6 до 11 лет
Пробудить у них вкус к учебе
Сегодня большинство детей смотрит на школу как на неизбежное зло или, хуже того, каторгу. Реакцией на давление со стороны родителей и учителей часто становится страх «не справиться». Как пробудить (или вернуть) желание учиться?
Отношение ребенка к школе напрямую зависит от того, какие чувства связаны со школой у нас самих. Может быть, мы так и не избавились от детского страха перед ней, или нас пугают новые требования, которых «в наше время» не было? «Дети это ощущают кожей, – говорит детский клинический психолог Елена Морозова. – И понимают: если уж боится мама, то мне тем более надо бояться. Так мы поневоле даем ребенку понять, что учеба – процесс очень трудный и сложный, который не несет никакой радости». Стоит задуматься и о собственных взглядах, считает писатель и учитель литературы Александр Закуренко. Например, как вы отвечаете себе на вопрос, зачем вообще нужна школа? «Современные родители склонны думать, что школа – лишь средство для поступления в вуз. Получается, что сами по себе эти 11 лет не важны. Так мы убиваем смысл обучения. Ведь учеба намного шире школы и содержательна сама по себе, независимо от того, есть ли у нее цель», – подчеркивает педагог. В то же время учеба не должна быть средством самоутверждения родителей, бессознательно ожидающих, что ребенок преуспеет там, где они сами оказались не слишком успешны. Или, наоборот, что он повторит достижения отца и матери. И наконец, спросим себя: а знакома ли нам самим радость познания? Любим ли, умеем ли мы учиться, открывать для себя новое? «Правило простое: чтобы ребенку было интересно, нужно, чтобы родителям было интересно, чтобы у них самих горели глаза», – уверен Александр Закуренко.
Опирайтесь на то, что им нравится
Самое главное, чтобы ребенок в принципе открыл для себя радость познания. Не обязательно в связи со школьными предметами: игры, прогулки, путешествия, спорт, чтение, кино, музеи, семейные разговоры могут быть не менее эффективны. Ведь наш мозг работает как сеть: мы запоминаем новое и продвигаемся вперед, опираясь на уже приобретенные сведения, привязывая к ним новую информацию. Все, что нас подпитывает интеллектуально, помогает учиться в дальнейшем.
Но родителям стоит помнить: чтобы открытие состоялось, оно должно быть совместным. «Это значит, что если мы, например, идем на детский спектакль, то делаем это не потому, что это полезно ребенку, а потому, что нам это тоже интересно и мы по-настоящему проживаем это время вместе с ним, – объясняет Елена Морозова. – И очень важно потом обсуждать увиденное: а что тебе понравилось? а почему? Маленького ребенка можно просто выслушать, разговорить. Ребенка постарше хорошо бы побудить обосновать свое мнение. Так мы поможем ему развивать навыки анализа, умение отстаивать свою позицию». Этому поможет искреннее желание познакомиться с внутренним миром ребенка, обстановка принятия, которой современным детям очень не хватает, считают наши эксперты. Как бы вы ни были заняты, как бы ни уставали, каждый вечер выделяйте время на общение с ребенком, предлагает Александр Закуренко: «Постарайтесь уловить, что ему интересно, даже если ваши интересы не совпадают, и переключиться на его «регистр». Это требует усилий. Но иначе диалога не получится». Совсем не обязательно говорить о школе. Можно читать вслух по очереди, решать головоломки, обсуждать фильмы… список возможностей бесконечен. Играйте в бильярд, делайте макеты, готовьте еду, устраивайте велопрогулки – между делом можно повторить основные положения математики, химии, естественных наук, физики, географии…