Досье Чего хотят мужчины?
Мнения экспертов
Существует ли сильный пол?
Что значит быть мужчиной сегодня? Как меняются модели мужественности в современноми мире? Свои ответы нам дали психоаналитик, философ, религиовед и психотерапевт.
Андрей Россохин, психоаналитик
“Не обязательно быть «ковбоем», чтобы быть мужчиной”
Когда Фрейд создавал психоанализ, Европа была патриархальной и мужественность понималась как синоним силы и власти. Внутренней задачей мужчины считалось подавление женского в себе.
Сегодня западный мир демонстрирует толерантность, признавая разные виды женственности, мужественности, сексуальности. Это отражается и на внутриличностном уровне. Женщины по-прежнему ждут от мужчины мужественности, но при этом он должен выражать эмоции, проявлять эмпатию – фактически от него требуют проявления женской части его психики. Мы переживаем переход от прежней ригидной мужской идентичности к чему-то новому. Но ни общество, ни сами мужчины не знают, что с этим делать. Размывание границ в сексуальности – одно из проявлений этого переходного периода. Защитным ответом на этот хаос часто становится стремление к еще более жесткой, чем прежде, маскулинности. Эволюционное развитие, видимо, заключается в том, что возникнет новая мужская сексуальность и идентичность, которая будет не столь ригидна, как прежде, и сможет интегрировать женские составляющие без потери мужественности. Не нужно быть, условно говоря, «ковбоем», чтобы быть мужчиной. Этот вызов стоит перед каждым мужчиной и перед всем обществом. Мы не можем быть всемогущими. Психически мужчина никогда не станет полностью женщиной, и наоборот. Но никто из нас не станет и чем-то средним, равно сочетая мужское и женское. Пытаясь полностью удовлетворить обе стороны своей психики, мы начинаем расщепляться. Конфликт мужского и женского начал в человеке не может и не должен быть преодолен. Фрейд много говорил о зависти женщин к пенису. Но позже стали говорить и о зависти мужчин к женскому – к сокрытому в вагине тайному, к способности рождать новое. Эта зависть побуждает мужчину разрешить себе чувствовать, проявлять свое женское «Я». Она становится ресурсом для развития, позволяет мужчине открывать в себе новые глубины. Для психоанализа одна из важнейших функций мужчины – быть отцом, третьим в отношениях между матерью и ребенком, силой, которая разделяет их и создает пространство для развития каждого в этой триаде. Понятия «мать» и «отец» заменяют в некоторых странах на «партнер1» и «партнер-2». Такая структура, где нет третьего, чревата непредсказуемыми последствиями для развития личности. Поэтому в новой мужской идентичности особая роль мужчины в пространстве мать– ребенок–отец будет сохранена.