Ресурсы
Первопроходцы
Екатерина Клочкова: “Через движения мы осознаем свое телесное “Я”
Физическая терапия нужна, чтобы научить больного бороться с болью или помочь освоить движения неходячему ребенку. Она необходима множеству детей с нарушениями развития и пожилым людям, чтобы чувствовать себя увереннее. Но специалистов по такой терапии у нас пока единицы.
Физической терапией Екатерина Клочкова занялась по чистой случайности. Закончила математическую школу, а потом вдруг математика ей надоела, и она поступила в Санкт-Петербургскую педиатрическую академию. В 90-х в Петербург приехали две сотрудницы лондонского Общества британских физических терапевтов, Айда Бромлей (Ida Bromley) и Лоис Дайер (Lois Dyer), и молодого врача попросили их сопровождать. Екатерина Клочкова ходила с ними по неврологическим отделениям больниц. Они ужасались: «У вас же в реабилитации полная разруха!» Уезжая, они обещали прислать людей, которые обучат наших специалистов. Из этого затем выросла новая программа подготовки физических терапевтов. А Екатерина пошла на повышение квалификации по реабилитации, а потом и на специализацию по неврологии.
Psychologies: Каким пациентам физическая терапия нужнее всего?
Е. К.: В мире такая терапия применима практически во всех областях медицины. А у нас считается, что онкологическим больным, например, реабилитация не нужна. «Лечебная физкультура? Да вы что! Если улучшим кровообращение, то быстрее будут расти метастазы!» Но когда пациент проходит химиотерапию, он плохо себя чувствует; ему нужны специальные стратегии, чтобы (с расстроенным вестибулярным аппаратом, с тошнотой, с головокружением) встать и дойти до туалета. Я могу научить больного пользоваться ходунками, вставать безопасно, делать простые упражнения, которые помогут усилить ощущения в ногах, чтобы не терять равновесие. Я умею бороться с болью. Знаю, как избежать пролежней, контрактур, деформаций. У нас многие пациенты получают дорогостоящее лечение, но становятся инвалидами из-за отсутствия ранней физической реабилитации. Физическая терапия показана практически всем детям с нарушениями физического развития, с ДЦП, синдромом Дауна, умственной отсталостью. Подобная помощь показана детям с аутизмом, с острыми состояниями, в бронхолегочных отделениях для взрослых. Множество кардиологических и постхирургических больных, пожилые люди, травмированные, те, кого лечат паллиативно, – наши пациенты.
Можно ли сказать, что вы помогаете улучшить не только физические навыки, но и психологическое состояние?