Против коллективизации, культа личности и хунты: как женщины сопротивлялись диктатуре
В этой подборке — истории женщин, которым довелось жить при диктаторских режимах. Одни столкнулись с цензурой, другие — с прямым насилием. Некоторые погибли. Но все они стали национальными героинями
Софи Шолль: студентка против войны
Софи Шолль и ее брат Ганс в детстве состояли в Гитлерюгенде — нацистской молодежной организации. Софи быстро проявила себя лидером, Ганс грезил о военной карьере. Но иерархичность организации, требование беспрекословно следовать приказам и новые расовые законы заставляли Шоллей изменить отношение к национал-социализму. В 1939 году Ганса призвали в вермахт. Он увидел падение Франции, страдания евреев в Варшавском гетто. Насилие и несправедливость потрясли его. Вернувшись в 1942 году домой, он вместе с сестрой и однокурсниками по Мюнхенскому университету создал группу сопротивления нацистскому режиму.
Орудием «Белой розы» стали листовки. Они появлялись в университетах, книжных лавках и телефонных будках: «Оказывайте сопротивление, где бы вы ни были!», «Не забывайте, что каждая нация заслуживает того правительства, которое она терпит», «Мы — ваша нечистая совесть. Белая роза не оставит вас в покое!».
18 февраля 1943 года Шолли пришли в университет с чемоданом листовок. Когда у них осталась последняя стопка, они поднялись по лестнице и сбросили ее в атриум. Их заметил уборщик, который и выдал их гестапо.
Ганс хотел взять всю вину на себя, но перед судом предстала и Софи, и еще один участник «Белой розы» Кристоф Пробст. Всех троих приговорили к смертной казни. Перед исполнением приговора Шолли смогли попрощаться с родителями. «Вы войдете в историю — есть такая вещь, как справедливость» — сказал им отец. Первой была убита Софи.
Элизабета Ризя: крестьянка против коллективизации
После Второй мировой войны в Румынии установился коммунистический режим, который начал жестокое подавление инакомыслия и массовую коллективизацию. Его противники уходили в подполье, формировали партизанские отряды. К сопротивлению присоединилась и Элизабета Ризя — крестьянка из коммуны Нукшоар. Ее дядя был убит тайной полицией.
В 1949 году ее арестовали за пособничество партизанской группе (она помогала едой и припасами) и доставлена в тюрьму города Питешти. Элизабету пытали, требуя рассказать, где скрываются партизаны, но она не проронила ни слова. Смертный приговор заменили тюремным заключением.
Ризя вышла из тюрьмы в 1956 годы, но в 1961-м была арестована снова. Военный суд приговорил ее к 25 годам принудительных работ, имущество подлежало конфискации. Но через три года Элизабета была освобождена по амнистии. После освобождения она находилась под постоянным надзором полиции.