Как картины и фотографии усиливают эффект пропаганды и создают мифы о правителях
Британский историк и культуролог Питер Берк рассказывает о роли визуальных изображений в истории от античности до современных фотографии, объясняя, как они искажают реальность и как они же помогают понять события прошлого и установить факты. С разрешения издательства «Бомбора» Forbes Life публикует главу из книги Берка «Взгляд историка: как фотографии и изображения создают историю».
Что случилось с изображениями, когда политическая система изменилась, особенно после 1789 года? Как можно было адаптировать условности королевской портретной живописи к идеологии прогресса, современности, свободы, равенства и братства? В течение XIX и XX веков был предложен ряд решений этой проблемы.
Костюм и манера смотреть Луи Филиппа, о которых мы говорили в первой главе, напоминают о его семейном прозвище «Равенство» (Egalité). Несколькими годами ранее портрет Наполеона в кабинете Жака-Луи Давида (1748—1825) представил относительно новый аспект власти: правителя как бюрократа, привязанного к своему столу даже ранним утром (горит свеча, часы показывают около четверти пятого). Картина Давида стала образцом для изображения таких разных правителей, как Людовик XVIII в кабинете кисти Жерара (1824) и Сталин в кабинете Решетникова.
Еще одной формой адаптации к эпохе демократии было подчеркивание мужественности, молодости и атлетизма лидера. Муссолини, например, любил фотографироваться бегущим трусцой, в военной форме или с обнаженным торсом. Нескольких президентов США фотографировали за игрой в гольф. Из таких изображений складывается то, что можно назвать «демотическим» стилем правления. Он проявляется на фотографиях, где глава государства посещает заводы, разговаривает с простыми рабочими, жмет им руки, где политик совершает неофициальную «прогулку в народ» и целует младенцев, где демонстрируется доступность правителя, как на картине Владимира Серова «Ходоки у В.И. Ленина»: здесь самый могущественный человек в России внимательно слушает трех крестьян, двое из которых сидят за его столом, и тщательно записывает их просьбы.
Новые средства массовой коммуникации внесли свой вклад в развитие мифов о правителях. Изображения Гитлера, Муссолини и Сталина так же неотделимы от множества плакатов, изображавших их в героическом стиле, как и от радио, которое распространяло их голоса. Не остался в стороне и кинематограф (глава 8). Фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли» (1935), снятый при личной поддержке Гитлера, показал, как фюреру поклоняются его верные последователи.
Сегодня фотокорреспонденты и телерепортеры создают изображения политических лидеров, которые столь же влиятельны, сколь и эфемерны. Их иконографию следовало бы изучить в деталях. Например, фотографии кандидатов, участвующих в кампании за пост президента Соединенных Штатов, можно разместить по порядку, чтобы более четко выявить, как менялось значение жены кандидата, особенно в период от Джеки Кеннеди до Хиллари Клинтон.