Министр ЖКХ и энергетики Приангарья: «Майнинг выходит из серой зоны»
Майнинг давно и уверенно обосновался на территории Иркутской области. Он не только принес региону статус криптовалютной столицы, но и серьезно повлиял на действующую энергосистему. Почему это стало проблемой и с какими еще вызовами борется местная коммунальная сфера, рассказал министр жилищной политики и энергетики Приангарья Анатолий Никитин.
На особом контроле
Энергетическая система Иркутской области в настоящее время переживает особенный период, связанный с расцветом майнинга. Как повлияла добыча криптовалюты на развитие отрасли?
Действительно, особенностью последних лет являются заметные преобразования в региональной энергосистеме. В частности, сформировался новый тип потребления, который характеризуется как высокими темпами ввода центров обработки данных, в том числе располагаемых при объектах генерации и распределения, так и снижением доступности электрической мощности для реализации новых проектов.
Что касается конкретных цифр, то в 2022 году выработка электричества в Иркутской области составила 68,6 миллиарда киловатт-часов, потребление — 64,4 миллиарда, чего прежде не наблюдалось за всю историю существования энергосистемы региона, то есть с 1944 года.
В то же время был проведен анализ налоговой отдачи от так называемого «белого» майнинга в 2020 – 2022 годах, которая составила лишь 241 тысячу рублей на 1 МВт прироста потребляемой электрической мощности. Это в 6,5 раза меньше, чем, скажем, от работы Тайшетского алюминиевого завода, в 70 раз — чем от деятельности ООО «Транснефть-Восток», и в 220 раз ниже иного производственного потребления. Указанное свидетельствует о том, что деятельность по добыче криптовалют как формирует очевидные перекосы в электроэнергетике, так и предопределяет новые вызовы для социально-экономического развития и требует дополнительного регулирования.
К слову, вопросы контроля майнинга, в том числе связанные с влиянием на энергосистему Иркутской области, неоднократно обсуждались на уровне правительства России, но глобальных решений по ним еще не принято.
Пока этого не случилось, Иркутская область действует самостоятельно — организована системная работа по выявлению потребителей, которые тратят электричество не на коммунально-бытовые нужды, а на поддержку функционирования дата-центров. К сентябрю прошлого года удалось выявить свыше 6 тысяч адресов с подозрительными электроустановками — по 1968 адресам факт майнинга подтвержден решением комиссии. Этим людям выставлены счета по коммерческому тарифу, им придется заплатить более 1,3 миллиарда рублей — из этой суммы оплачено лишь 28%, остальная часть находится в досудебной и судебной работе.
Результатом борьбы на местном уровне является тот факт, что «серый» майнинг в Приангарье снижает обороты и все больше выходит в официальную, «белую» зону. Так, в июле 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го объемы легальной добычи криптовалюты увеличились на 26% — с 674 до 850 МВт. Однако проблема по-прежнему сохраняется.