Мир наизнанку
Нравоучения духовных проповедей заставляли людей задуматься о мире Вышнем, Брейгель же обращал их взгляд на реальный с помощью… пословиц. Несмотря на то, что Брейгель – художник, слова в его работах играли не только роль названий
Антверпен, где обосновался художник в 1545 году, в то время – богатый портовый город, центр науки и искусства. После открытий Колумба и Америго Веспуччи появляются новые космографии, географ Абрахам Ортелий, друг Брейгеля, пытается создать атлас. Фламандские умы будоражат работы Эразма Роттердамского. Одна из них – Adagia, сборник пословиц и изречений античных авторов – имела такой успех, что ее переиздавали 60 раз. Коллекционировать пословицы стало модно.
На этом фоне Брейгель и пишет «Фламандские пословицы» или «Мир вверх дном». На первый взгляд, это небольшая картина (117 см на 164 см) с жанровыми сценками из жизни крестьян, но на самом деле, это визуализация фламандских пословиц и поговорок. Современники художника без труда расшифровывали его послание, а нынешние исследователи смогли идентифицировать не все. Хотя даже в нашей культуре присутствуют свои аналоги этих фламандских изречений.
Однако работа Брейгеля не забава, созданная на потеху публике. Не зря Абрахам Ортелий упоминает, что «...во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено». Картина высмеивает глупость и греховность жизни людей, не задумывающихся об их истинном предназначении. Неслучайно главная смысловая фигура – земной шар. Причем изображенный не только в правильном виде, но и вверх тормашками – перевернутый мир, в котором все идет не так, как задумывал Создатель, где люди потеряли духовные ориентиры и явью стала уродливая природа человеческого несовершенства и лицемерия. Практически в центре картины женщина набрасывает голубой плащ на мужчину, что не только иллюстрирует пословицу о супружеской измене, но и символизирует все человечество, на которое наброшен плащ заблуждений. Но, как говорит одна из пословиц, отображенная в правом верхнем углу в виде солнца (символа божественного начала): «Как бы ловко ни обтяпать, все на свет выйдет».