Идея для туриста
Сергей Кузнецов – главный архитектор Москвы, человек, в значительной степени определяющий архитектурный облик города, – рассказал «Правилам жизни» о том, что, по его мнению, делает мегаполисы привлекательными для туристов.
У хорошего туристического города есть два главных качества: он, во-первых, комфортный, а во-вторых – интересный. На самом деле, никто не развивает города для туристов, все происходит наоборот: когда город становится более комфортным, удобным для собственных жителей – это делает его туристически привлекательным. В город, где людям живется не очень хорошо, другие тоже не поедут.
Москва же не для туристов делается лучше и лучше. Мы развиваем город, потому что считаем это сверхзадачей: чтобы наш любимый мегаполис стал лучше, краше, удобнее. В первую очередь для тех, кто в нем живет. Множество людей вкладывают знания, душу, деньги, и поэтому сегодня Москва – город-курорт. Поэтому в Москве огромный поток людей в выходные. Сюда, а не отсюда. Далеко за примером не надо ходить: к нам на прошлых выходных приезжали родственники из Туапсе. Как вам нравится? Это выбивается из привычных клише, но это новая реальность: люди, живущие на юге, приезжают в отпуск в Москву!
Второе важное качество туристического города – это событийная повестка. Причем разная: кому-то интересны культура и спорт, кому-то – гастрономия или медицина, образование или деловые конференции. Религиозная повестка может быть. Да любая! В городе, который хочет привлекать туристов, должна быть событийная повестка. У вас должно быть много того, чем можно наполнить расписание.
Поэтому я абсолютно уверен, что из любого города при желании можно сделать туристический. Это называется «эффектом Бильбао»: интересная культурная инициатива и команда неравнодушных профессионалов способны из любой депрессивной промзоны сотворить экономическое чудо.
По моим наблюдениям, туристы часто больше интересуются современной архитектурой, чем традиционными достопримечательностями. Кремль, египетские пирамиды, Эйфелева башня, Колизей – все это, конечно, важно, но вот ты неделю в Риме – не будешь же всю неделю ходить смотреть на Колизей?
Сейчас люди чаще едут за новостной архитектурной повесткой, хотят увидеть что-то новое. И не просто увидеть – рассмотреть, потому что, как правило, это инженерно и функционально сложные вещи. Их, может быть, за один раз и не поймешь, зато можно возвращаться и раз за разом узнавать что-то для себя новое.
Современная архитектура вообще главный драйвер туризма в сегодняшнем мире. Причем архитектура – это уже не просто симпатичные объем, или фасад, или пространство, куда ты зашел и думаешь: «Как красиво!»
Теперь главную роль играет не эстетика и даже не функционализм, а идея или социальная миссия.
Неудивительно, что в Дубае, например, такой большой туристический поток. Там много новых проектов: то новый насыпной остров, то какой-то очень высокий небоскреб. Ясно, что люди на это едут. Людям нравится удивляться. Это главная причина популярности арабских архитектурных утопий типа Неома. Люди интересуются архитектурой, следят за ней, как за шоу. Это здорово, и я сам с удовольствием смотрю. Мне нравится эта затея, потому что она привлекает внимание и формирует образ, мечту о следующем уровне достижения цивилизации, новой ступени развития человечества. Хотя вообще-то я Неом-скептик во всем, что касается архитектурного, инженерного и бизнес-решений этого проекта.