«Потратить любые деньги, чтобы стать лидером»: почему ИТ-компании в Китае инвестируют в групповые покупки в интернете
Цифровые гиганты хотят превратить доверие к соседу в лояльность бренду — и экосистеме — и заодно сэкономить на логистике. Ради этого они демпингуют и заставляют сотрудников работать на износ. Перевод материала Rest of World.
Каждое утро Ву Цзыхон, жительница небольшого города Чанша на юге Китая, принимает большую доставку. Получив доставку для 200 соседей, она несколько часов разносит им заказы. «Тяжело работать в одиночку», — отмечает она.
Ву знает все о своем районе: где живет каждая семья, кто собирается готовить соленые огурцы, а кому понравилось молоко из вчерашней доставки. Об этом, впрочем, может узнать любой дружелюбный сосед, но знания Ву оказались бесценным активом для технологических корпораций Китая, которые борются за рынок доставки еды.
Женщина руководит сообществом на Nice Tuan, Chengxin Youxuan и Meituan Youxuan. Три этих платформы, используют модель местных групповых покупок. Она напоминает смесь из гипермаркета и сервиса для общения с соседями.
Цзыхон модерирует несколько групп в WeChat: каждый день публикует подборку продуктов и предметов домашнего обихода по выгодным ценам. Соседи размещают заказы, а Ву отвечает за то, чтобы доставить их вовремя. Ещё она помогает с возвратами.
Лидеры сообществ обычно получают за помощь от 5 до 10% с продаж. Собеседники Rest of World рассказали, что зарабатывают на этом от $250 до $500 в месяц.
Люди вроде Ву по всему Китаю помогают технологическим компаниям выйти на рынок онлайн-покупок продуктов, который до начала пандемии был относительно нишевым. Доставка скоропортящейся еды миллионам людей, которые живут за пределами густонаселенных городов, дорогая и сложная. Чтобы конкурировать с продуктовыми, ИТ-компании вкладываются в логистику и маркетинг.
Лидеры местных сообществ помогают платформам сэкономить и там и там. Они отвечают «за последнюю милю», поэтому курьерам не нужно заходить в каждую квартиру. Модераторы могут легко превратить родственников и друзей в новых пользователей, ведь продвижением и обслуживанием занимается знакомый.
К сентябрю 2020 года, согласно данным QuestMobile, 101 млн житель Китая покупает свежие продукты через мини-приложения в WeChat, в большинстве случаев они завязаны на групповые покупки. Это на 70% больше, чем в 2019-м.