Миллионы из воска: как мадам Тюссо построила бизнес на знаменитостях и отрубленных головах
Мария Тюссо приехала в Англию в 1802 году — не зная английского, с двумя детьми от неудачного брака. С собой у нее была только коллекция восковых манекенов. В последующие годы Тюссо стала столь популярной, что попасть в ее коллекцию стремились все — от серийных убийц до королей, — а ее музей превратился в одну из главных туристических достопримечательностей Лондона. Forbes Woman рассказывает историю женщины, которая буквально слепила состояние из воска.
В 1761 году в Страсбурге родилась Анна Мария Грошольц. Отца девочки за два месяца до ее рождения убили в Семилетней войне (1756–1763 гг.), поэтому мать вскоре после родов собрала пожитки и переехала в швейцарский Берн — работать экономкой у доктора Филиппа Куртиуса. Куртиус к тому времени уже закончил с врачебной практикой и решил посвятить себя творчеству — созданию восковых фигур.
В то время с воском работали преимущественно женщины, поскольку он считался «второсортным» сырьем для лепки. В 1769 году американская скульптор Пэйшенс Райт уже делала первые работы из воска, с которыми потом успешно гастролировала по США и даже приезжала в Англию, на 30 лет опередив будущие гастроли музея мадам Тюссо. Более того, в Англии американка не была первой — к тому времени в производстве восковых фигур уже преуспели такие специалисты, как миссис Сэлмон, миссис Голдсмит и миссис Миллз.
Куртиуса все это не останавливало, поэтому в 1765 году он переехал в Париж, где спрос на его работы был выше. Спустя пару лет к нему присоединились его экономка и маленькая Анна Мария. В 1770 году швейцарец организовал свою первую выставку, которая была настолько популярна, что спустя шесть лет переехала в королевский дворец.
Он привязался к дочери экономки, относился к ней как к племяннице и обучал искусству работы с воском. Девочка оказалась способной и уже в 16 лет создала свою первую большую работу — бюст крупнейшего философа того времени Вольтера. Далее были Жан-Жак Руссо и Бенджамин Франклин, а затем юную Марию Грошольц позвали в королевский дворец, где с 1780 по 1789 годы она преподавала искусство лепки из воска сестре Людовика XVI Елизавете. Пока не грянула Великая французская революция.
Портреты мертвых друзей
Следует оговориться, что события времен революции описываются исключительно со слов самой Марии, поэтому сложно разделить правду, додумывания и вымысел (а как мы еще увидим, Мария была отличным специалистом по маркетингу и умела себя подать). В любом случае, с началом революции Грошольц отправилась в тюрьму за то, что сотрудничала с королевской семьей.
Мария готовилась к смерти, ее даже успели обрить налысо перед гильотиной. Но внезапно отпустили, потребовав, чтобы она и Куртиус лепили посмертные маски казненных — запечатлеть историческое событие.
Дело было не из простых: по воспоминаниям Марии, ей часто приходилось работать на ступеньках в подвалах тюрем, куда складывали отрубленные головы казненных. Причем некоторые из них были ее друзьями, с которыми она познакомилась за девять лет работы в королевском дворце. В эти годы она создала слепки лиц Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Робеспьера и Марата. Тщательно копируя в воске черты казненных, Мария набила руку и создала основу коллекции, на которой позже заработает состояние.