Техпарад
Экраноплан на Волге
Пока спорят о том, есть ли у экранопланов перспективы или они являются тупиком технической мысли, нижегородская компания RDC уверенно идет к созданию прототипа целой линейки транспортных средств, парящих над водной поверхностью. Разработчики считают, что у легких экранопланов нового поколения есть будущее и есть своя ниша.
«Экранопланами мы занялись вовсе не из любви именно к этому типу транспорта, а в ответ на возникшие в стране и мире новые задачи по перевозке пассажиров и грузов, – говорит генеральный директор RDC Павел Царапкин. – В разных уголках планеты, например в регионе Балтийского моря, есть потребность в организации маршрутов длиной до нескольких сотен километров между прибрежными городами. Путешествие по этим маршрутам морем занимает слишком много времени из-за низких скоростей существующих судов, для авиации такие рейсы зачастую коммерчески невыгодны. Небольшой экраноплан, вмещающий до нескольких десятков человек и идущий на скорости 200 км/ч, представляется оптимальным решением. В качестве примера подходящего маршрута можно привести морской путь из Таллина в Хельсинки». В авиации полет вблизи поверхности считается экстремальным режимом: в случае чрезвычайной ситуации у пилотов совсем не будет времени на принятие решений. Однако для экраноплана такой режим является штатным, о чем не забывают напоминать скептики. «Суда на воздушной подушке тоже в каком-то смысле летят над водой, – говорит Павел Царапкин, – но соприкосновение с поверхностью для них совершенно обычное дело. Сейчас, работая над проектом экраноплана, мы уделяем большое внимание таким его аэро- и гидродинамическим качествам, которые позволили бы аппарату легко и безопасно переходить от полета к водоизмещающему режиму.
Назначение:
- перевозка пассажиров и грузов, спасательные операции на море
Корпус:
- алюминиевый, крыло и хвостовое оперение из композитов
Двигатель:
- поршневой для спортивных катеров или турбовинтовой авиационный
Сверхчеловеческая маневренность
В отличие от обычных квадрокоптеров, беспилотник Voliro оснащен роторами, которые могут вращаться еще и вокруг своей оси. Это обеспечивает дрону беспрецедентную маневренность, позволяя летать в любом положении – хоть на боку, хоть вверх ногами.
Pоторы большинства современных беспилотников закреплены на раме параллельно друг другу и неподвижно, а маневры и повороты происходят благодаря скоординированным изменениям в скорости их вращения. В большинстве случаев этого достаточно, однако пределов совершенству нет, и новый дрон Voliro, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Цюрихского колледжа искусств, несет уже по два двигателя на каждый ротор и может изменять плоскость их вращения. На то, чтобы собрать и продемонстрировать прототип, группе из 11 разработчиков понадобилось всего девять месяцев – однако «новорожденный» чувствует себя в полете уже весьма уверенно. В будущем его дополнят сферической центральной частью корпуса «для всенаправленности движений на земле», а также усовершенствованными системами управления, которые позволят аппарату самостоятельно выполнять трюки высшего пилотажа. Очевидно, что для использования всех возможностей Voliro пилоту потребуется серьезный опыт и долгое обучение. Некоторые обозреватели даже сомневаются, что аппаратом вообще удастся полноценно управлять в ручном режиме. Впрочем, быстрое развитие систем автоматической навигации и управления полетом позволяет надеяться, что это и не понадобится. Зато и ждать массового появления таких дронов в воздухе придется, видимо, дольше обычного.