ШАК-12. Крупнокалиберная мясорубка
Существует ли стрелковое оружие, позволяющее поразить противника, укрывшегося за стеной здания или бронелистом, дающее возможность гарантированно вывести из боя террориста, накачанного обезболивающими психотропными препаратами, и все это в режиме автоматической стрельбы? Да! Представляем штурмовой автоматный комплекс ШАК-12, находящийся на вооружении российских спецслужб.
В майском номере за 2016 год «ПМ» писала про уникальную разработку российских оружейников из Тульского конструкторского бюро приборостроения – винтовку снайперскую специальную крупнокалиберную (ВССК) «Выхлоп». Это оружие обладает рядом свойств, которые, будучи совмещенными в одном образце, дают в руки оперативнику смертоносный инструмент, не имеющий аналогов. Мощная и при этом бесшумная винтовка способна поражать противника, защищенного броней высокого класса. Неудивительно, что подобный образец получил логическое продолжение, но уже в другом классе вооружений. Речь идет о ШАК-12 – 12,7-мм крупнокалиберном штурмовом автоматном комплексе.
Дитя трагического опыта
Штурмовой автомат АШ-12 – «сердце» нового комплекса – долгое время был засекречен. Широкой публике его показали лишь в 2017 году на выставке Interpolitex в Москве. Это крупнокалиберное, полностью автоматическое оружие, способное вести стрельбу мощными патронами калибра 12,7 х 55 мм как одиночным, так и полностью автоматическим огнем на дистанциях 200–400 м.
Когда информация по данному изделию просочилась в открытые источники, его условно окрестили автоматической версией «Выхлопа», что, мягко говоря, неверно. Действительно, при создании автомата были задействованы наработки ВССК: к примеру, он использует ту же гильзу боеприпаса 12,7 х 55 мм, тот же форм-фактор булл-пап, да и немного похож на винтовку, но на этом сходство заканчивается, а разница огромна! Начать хотя бы с того, что ВССК была неавтоматической снайперской винтовкой с продольно скользящим затвором, а ШАК-12 – автомат с совершенно другим принципом действия.
Что их действительно роднит, так это то, что создавались они для использования в качестве единого оружейного комплекса по заказу Центра специального назначения ФСБ России. По словам Николая Комарова, начальника отдела ЦКИБ СОО (филиала АО «КБП»), техническое задание на данные образцы появилось после террористического акта в школе №1 в Беслане. Спецподразделения, основываясь на опыте данной операции, хотели получить оружие, способное поражать противника, защищенного броней тяжелых классов или укрывающегося за препятствием. Помимо высокой проникающей способности, новый образец должен был иметь мощную останавливающую силу.