Русские гонки
Порой простое добавление прилагательного «русский» меняет смысл фразы полностью. Хороший пример – «рулетка» и «русская рулетка». Или «авиационные гонки» и «русские авиационные гонки». На первом мероприятии можно заснуть, а вот на втором – вряд ли.
Автомобильная «Формула-1» со своими зонами безопасности, углепластиковыми коконами для пилотов и скоростями под 300 км/ч нервно курит в сторонке. В русских авиагонках максималка под 800 км/ч, и на такой скорости нужно попасть в шестиметровый створ на высоте 10 м. Ширина всего два размаха крыльев. На реактивном самолете. Гоняют, естественно, русские. Одна минута полета – ведро керосина. И еще ведро адреналина. В общем, все, как мы любим.
«Формула-1»
Официально эти гонки на реактивных самолетах называются «Авиагонки – Формула-1». Первый Кубок России по этой дисциплине прошел 19 сентября на аэродроме Орешково в Калужской области при поддержке Министерства спорта Российской Федерации и Федерации самолетного спорта России. Правила простые: нужно за минимальное время пройти на реактивных самолетах трассу в виде вытянутой восьмерки длиной более 5 км, обязательно попав в створ четырех воздушных ворот без крена и тангажа. Поскольку створы расположены на высоте чуть выше 10 м, большую часть дистанции самолеты проходят на сверхнизкой высоте. Пройдя очередную связку ворот, самолет должен как можно быстрее развернуться практически на 180 градусов, зачастую при этом выполняя фигуры высшего пилотажа на скорости более 500 км/ч на предельно малой высоте. За непопадание в ворота пилот дисквалифицируется, а за выход за пределы створа получает штрафные очки.
Такой вид гонок называют авиаслаломом, и до сих пор они проходили на поршневых винтовых самолетах. Самые известные гонки из этой дисциплины – Red Bull Air Race World Championship, этапы которой периодически проводятся и в России. Первая гонка Red Bull Air Race состоялась в 2003 году в рамках авиашоу AirPower в австрийском городе Цельтвеге и имела ошеломляющий успех. Первоначально высота надувных пилонов была всего 20 м, но с 2015 года увеличилась до 25 м.
Авиационные гонки – идея не новая, они очень популярны в США, но там важна прежде всего скорость. В авиаслаломе же на первое место выходит пилотажное мастерство. Именно поэтому здесь используются одни из наиболее легких, маневренных и управляемых самолетов, как правило пришедших из аэробатики. Реактивный двигатель в такой дисциплине скорее помеха: разогнаться до максимальной скорости на маленькой трассе все равно не получится, да и радиус поворота будет больше. Но реактивные самолеты над головой дают много адреналина – это мы проверили на себе.
Молодежь против стариков
Попасть на авиационную «Формулу-1», по крайней мере на первый Кубок, просто так не удастся: мероприятие закрытое, въезд на аэродром строго по личным приглашениям. Мы вошли в число приглашенных. Приехали часам к одиннадцати, когда все участники уже слетелись с аэродромов базирования, – у них путь до Орешково занял минуты, у нас – три часа. Вокруг знакомо пахло авиационным керосином, а над головой на запредельных скоростях периодически проносились реактивные L-29, L-39 и СР-10. С них и начнем.