Рыночная экономика свиданий
Сегодня не просто сложнее познакомиться с человеком вне сайта знакомств, но и, кажется, страннее. Однако в самих дейтинг-приложениях конкуренция за внимание потенциального партнера стала напоминать рыночные отношения. Стоят ли свайпы и мэтчи потраченного времени, разбирается секс-колумнист «Сноба» Ольга Нечаева
Любой сегмент рынка, в том числе знакомств и свиданий, проходит стадии от «дикого» до «зарегулированного». Новый рынок обычно возникает на волне инноваций и в условиях низкой конкуренции. Часто он неэффективен, беспорядочен и интересует небольшую кучку early adopters (тех, кто готов пробовать новое). Постепенно, по мере роста спроса, на рынок выходит все больше игроков. Пользуясь бизнес-терминологией, введенной профессорами Чаном Кимом и Рене Моборн, рынок «голубого океана» сменяется рынком «красного океана» — переполненного аквариума жесткой, кровавой конкуренции. Рынок расщепляется на победителей и проигравших, на богатых и бедных, успешных и пострадавших, монополистов и аутсайдеров. Новые условия требуют все большей регуляции, постепенно приводя рынок к застою — пока инноваторы не начнут искать в нем нетронутые голубые ниши, вылавливая пострадавших и вытесненных из мейнстрима, создавая новые рынки.
Рынок онлайн-дейтинга и приложений для знакомств сейчас находится именно в кровавом аквариуме конкуренции. Между собой соперничают как сами сайты, так и их пользователи.
Конкуренция ведет к оттачиванию эффективности, но игрокам в подобной состязательной среде совсем не весело. Новейшие технологии вроде Tinder и ко построены таким образом, чтобы максимально эффективно подбирать людей друг для друга — прежде всего по внешности. Востребованность «одиноких мужчин, желающих познакомиться» распределяется все менее равно: спрос на одних участников этой игры растет, и, соответственно, растет их ценность, а спрос на других падает. Худые люди ценятся выше полных, одинокие — выше детных, молодые — выше возрастных, белые — выше темнокожих, самым неполиткорректным образом.