Жизнь взаймы: кто зарабатывает на прокате вещей миллионы и почему шеринг скоро захватит мир
Сегодня арендовать можно практически что угодно — машину, дом, фильм на вечер, хранилище в диджитал—пространстве. Оказывается, у истоков шеринг-экономики стоял стартап по аренде самого близкого к телу — одежды. Основатель шеринг-стартапа Cloudset Амина Мусаева рассказывает, почему так происходит и что ждет этот рынок в России
Культуру обмена и конец экономики владения окрестили главным трендом fashion-рынка в 2020 году, по версии Vogue Business и McKinsey. Дематериализация роскоши пришла неизбежно для номада нового типа (по-другому, цифровые кочевники — категория людей, которые c помощью технологий ведут мобильный образ жизни — прим. Forbes Life), который постоянно меняет (или представляет, что скоро поменяет) среду обитания: дом, работу, девайс или даже бассейн — зачем чем-то владеть, если можно взять и оставить там, где оказался. В конце прошлого года житель Нью-Йорка впервые использовал приложение, чтобы освежиться в соседском водоеме — для шеринга бассейнов создали сервис по типу Airbnb. Взять напрокат можно остров — некоторые обойдутся компании энтузиастов «всего» за $3000 в день. «Гиг-экономика» нормализует рынок временного трудоустройства. А началось все примерно тогда же, когда миллионы серверов стали возвращать нас к нашим данным с любого устройства с выходом в браузер. Практически любой опыт можно получить и обменять быстро, удобно, относительно недорого. Удовольствие от обладания сменяется удовольствием от первого впечатления, а радость владения неожиданно оказывается обременительной.
Но к консьюмеризму у нас смешанные чувства — его любят ненавидеть и ненавидят любить. Так что к укоренившимся рефлексам требуется креативный подход. По сути новое поколение переоткрывает экономику колхоза — теперь миром правит коллективизация по модели SaaS с продуманным UX.
Сама идея коммунального владения в России не нова и на первый взгляд совершенно не привлекательна. В 1990-е эйфория частной жизни пришла к нам вместе с эйфорией частной собственности. А владение до сих пор для многих неотделимо от статуса. Но, в отличие от искаженного прообраза шеринг-экономики, который отсылает к диктатуре или ущербности, новое «не мое» больше не обидно и не стыдно. Шеринг — сознательная позиция и выбор в пользу максимальной свободы.
Экономика доступа
В сущности, сегодня мы воспеваем усовершенствованную версию натурального обмена: коллективное использование товаров и услуг без передачи прав владения. Шеринг имеет множество форм: наиболее близкое к оригиналу горизонтальное взаимодействие непосредственно между участниками, гибридное через юридического посредника или вертикальное со стороны одного поставщика. Конечно, шеринг — это Uber, Airbnb, WeWork, Lyft и Netflix. А еще это пиринговая сеть, краудфандинг, облачное хранение данных и блокчейн. Это решение известной «трагедии общин» (проблема истощения общедоступного продукта из-за его чрезмерного использования): гибрид коммерческого товара и общественного блага, платный продукт для общего, временно ограниченного потребления. Это экономика доступа, идеализированная сегодня, но созданная из практических и интуитивно-понятных соображений. С приходом сервисных приложений и смартфонов шеринг совершил фазовый переход: увеличил радиус воздействия, породил хрестоматийных «единорогов» и из стихийного явления перешел в разряд трансформирующей отрасли.
Ближе к телу. Ретейл-шеринг
Шеринг-экономика становится все более интимной стороной городской жизни. Мы стали частью необъятного «нетфликса» из недвижимости, машин, видео-контента и вещей первой необходимости. Трудно поверить, но шеринг одежды появился до того, как термин уберизация стал нарицательным.