Кодекс поведения робота
Искусственный интеллект с каждым годом все глубже внедряется в нашу жизнь. Мы встречаемся с ним практически повсеместно: дома, на транспорте, в медицине, при совершении покупок и при общении с разного рода онлайн-сервисами, в том числе государственными. Мы видим в ИИ помощника и защитника, однако не можем не задумываться о том, какие новые проблемы этического характера привнесет активное вторжение машин в мир людей.
Mежду тем эти проблемы уже находятся в центре внимания мирового сообщества. Документы, регламентирующие этические стороны взаимодействия человека и ИИ готовятся в ООН и Евросоюзе. Разрабатывается и российский Национальный кодекс этики в сфере ИИ. Скоро в Москве планируется проведение представительного форума «Этика искусственного интеллекта: начало доверия», организованного органами государственной власти в сотрудничестве с крупными компаниями и некоммерческими исследовательскими организациями. На мероприятии будут обсуждаться ключевые проблемы, связанные с экономикой, образованием, транс портом, безопасностью и IT-сферой в свете новых этических вызовов.
«ПМ» поговорила с рядом экспертов, которые разъяснили нам, в чем заключаются эти ключевые проблемы и что находится в центре внимания государства, разработчиков и эксплуатантов, а также всей заинтересованной общественности.
За рулем или без руля?
Возможно, самым ярким и очевидным примером внедрения ИИ в нашу жизнь может служить транспорт – все то, что ездит, летает и плавает без участия человека (или с его участием в качестве контролера). Новости об испытании беспилотных автомобилей или новых дронов мы читаем практически ежедневно. «Даже для того чтобы просто тестировать такие технологии, требуется, как правило, менять регулирование, – говорит Андрей Незнамов, управляющий директор Центра регулирования ИИ ПАО «Сбербанк», кандидат юридических наук, один из разработчиков Национального кодекса этики в сфере ИИ. – Например, в случае с автомобилями необходимо изменить правила дорожного движения, и мировое сообщество сейчас этим занято. Вводятся категории транспортных средств, в которых есть водитель, но он уже не всегда следит за дорогой, и категория полностью автоматизированных. Обсуждается, на каких условиях человек вправе отвлекаться от вождения, а когда может пересесть в пассажирское кресло. И как все это встроить в обычное дорожное движение, в котором участвуют привычные управляемые человеком машины».
Другой сферой, где ИИ применяется достаточно широко, можно назвать здравоохранение. «Во время пандемии, – продолжает Андрей, – многие увидели огромный потенциал искусственного интеллекта в медицине. Как следствие, в России в прошлом году были приняты документы, разрешающие использование ИИ – не для постановки окончательного диагноза и назначения лечения, но для помощи врачам, например при расшифровке томограмм или рентгеновских снимков. И регулирование в этой области уже далеко продвинулось».