Исторический заезд: пионеры автоспорта путешествуют вокруг света

Популярная механикаИстория

Большие гонки

Первые серийные автомобили современного типа появились в конце XIX века и в начале ХХ столетия еще считались одновременно восхитительно футуристической и ненадежной технической новинкой. Тем ярче выглядели первые автогонки.

Текст: Евгений Норин

Машина Thomas Flyer, на которой Шустер пришел к финишу, до сих пор стоит в музее Невады. Интересно, что уцелел и немецкий Protos. Он пережил две мировые войны, и в наши дни его можно видеть в Мюнхене.

Машины ломались, иногда в буквальном смысле разваливались на ходу, бывали курьезные случаи, когда автомобили к пункту назначения тянули лошадьми и ослами. К тому же ралли, бывало, шли по таким местам, которые не порадовали бы даже владельцев современных внедорожников. Однако машины быстро совершенствовались, а их водителями владел дух первопроходчества: в ту эпоху сесть за руль означало не просто сесть за руль. В 1907 году с огромным успехом прошел автопробег из Пекина в Париж. А в следующем году произошла еще более грандиозная гонка. Пунктом назначения вновь избрали Париж, зато точкой старта назначили Нью-Йорк. Автомобилистам предстояло на своих хрупких чудесах техники обогнуть почти весь земной шар.

Провожать шесть машин собралась громадная толпа ньюйоркцев – четверть миллиона человек. Болельщики сплошной стеной забили Бродвей. Над людским морем надрывался духовой оркестр.

Гонка века

Замысел родился у газетчиков, решивших организовать сенсацию. Спонсорами автопробега выступили New York Times и Le Matin. Даже на карте все выглядело впечатляюще. Предстояло проехать насквозь США, через Канаду въехать на Аляску, по льду преодолеть Берингов пролив, добраться до Москвы и Санкт-Петербурга через Сибирь – и наконец триумфально въехать в Париж. Два материка и 35 тыс. км в пути. Участвовать собирались четыре страны на шести автомобилях. Сразу три экипажа приехали из Франции. Дело не только в том, что одним из инициаторов заезда была газета этой страны. Французская публика чрезвычайно огорчилась из-за финала пекинской гонки: тогда французский экипаж просто не добрался до финиша. Теперь гонщики горели желанием взять реванш. Один из них заявил, что достигнет Парижа или ляжет костьми по дороге. Другой, Шарль Годар, в предыдущей гонке ухитрившийся отмахать 24 ч. без остановок, собирался преуспеть на сей раз. Вообще колоритных типов на трассе хватало. В итальянский экипаж входил юный поэт Антонио Скарфолио, чей отец собирался было запретить ему участие в гонке – и тогда сын заявил, что в таком случае пойдет в одиночное плавание через Атлантику. Немецкий экипаж возглавлял офицер-аристократ Ганс Коппен, считавший, что в случае успеха его повысят в чине.

А вот американский гонщик Джордж Шустер вообще не собирался участвовать в заезде. Его выбрал напарником уже заявивший свое участие в гонке Монти Робертс – буквально за 12 ч. до старта. Шустеру пришлось ловить ночной поезд из Новой Англии, чтобы быть на месте к следующему утру. Робертс выбрал Шустера в качестве опытного механика, а еще потому, что тот не казался достаточно харизматичным, чтобы затмить самого Робертса. В итоге все сложилось несколько не так, как было задумано.

Машины под завязку нагружали всем необходимым. Провиант, запчасти, запасные канистры, бензин, цепи… Один из французских экипажей даже прихватил складную мачту с парусом. 12 февраля мэр города Джордж Макклеллан должен был дать сигнал с помощью позолоченного стартового пистолета. Однако мэр опоздал. Старт исторической гонке дал обычный клерк, схвативший пистолет и выстреливший в воздух.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ударные стройки науки Ударные стройки науки

Национальный научный фонд (NSF) опубликовал детальную статистику за 2016 год

Популярная механика
Новая игрушка: как Mail.ru Group зарабатывает на сервисе онлайн-объявлений Новая игрушка: как Mail.ru Group зарабатывает на сервисе онлайн-объявлений

Mail.ru Group намерена заработать первый миллиард рублей с новым сервисом «Юла»

Forbes
Великая пустота Великая пустота

Самые большие объекты во вселенной заполнены ничем

Популярная механика
Грузия на душе Грузия на душе

В чем магия Грузии?

Добрые советы
Наука о прикосновениях Наука о прикосновениях

Белорусский стартап реализовал технологию передачи тактильных ощущений для VR

Популярная механика
Максим Левченко Максим Левченко

Максим Левченко работает над проектом частного музея в квартире дома Мурузи

Собака.ru
Танки против крепостей Танки против крепостей

Миф об уничтоженных танковых армиях на улицах Берлина

Популярная механика
Михаил Полицеймако. «Любимая собирает меня на работу» Михаил Полицеймако. «Любимая собирает меня на работу»

Михаил Полицеймако. Как воспитать детей, чтобы не попасть в дом престарелых

StarHit
Когда лайнер бьет хвостом Когда лайнер бьет хвостом

Авиаинциденты с «тейлстрайком»

Популярная механика
Почему зарубежные аналитики заблуждаются в своих прогнозах по России Почему зарубежные аналитики заблуждаются в своих прогнозах по России

Почему зарубежные аналитики заблуждаются в своих прогнозах по России

Forbes
Осколочно-фугасный ливень Осколочно-фугасный ливень

Осколочно-фугасный ливень. Рой ударных БПЛА с авиабомбами Hatchet

Популярная механика
За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии

За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии

Forbes
Топор плывет Топор плывет

В середине прошлого десятилетия в море вышло судно странной наружности

Популярная механика
Что почитать: отрывок из книги Кейтлин Даути «Уйти красиво» Что почитать: отрывок из книги Кейтлин Даути «Уйти красиво»

Фрагмент из новой книги Кейтлин Даути о жутких ритуалах в разных странах мира

Cosmopolitan
Ракетный маневр Ракетный маневр

С S7 Space связывают надежды на развитие отечественной частной космонавтики

Популярная механика
Сделано по образцу Сделано по образцу

Оксана Лаврентьева об именной капсуле Ololol x Terekhov Girl и доверии в бизнесе

Grazia
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
Работаешь в опенспейсе? 6 строгих правил, нарушив которые, станешь изгоем Работаешь в опенспейсе? 6 строгих правил, нарушив которые, станешь изгоем

О новом типе работника — идиот в опенспейсе

Playboy
Энтомологический дизайн Матилде Булхауэр Энтомологический дизайн Матилде Булхауэр

Чтобы полюбить насекомых, их нужно кормить, заботиться о них и... есть

Популярная механика
«Талант надо шлифовать, как драгоценный камень»: оперные певцы о работе и украшениях «Талант надо шлифовать, как драгоценный камень»: оперные певцы о работе и украшениях

Солисты Большого театра Венера Гимадиева и Андрей Жилиховский

Vogue
Магомет идет к горе Магомет идет к горе

Мобильная станция, в которой содержится около 7–8 т различных видов масел

Популярная механика
Как маленький: что общего между воспитанием ребенка и управлением компанией Как маленький: что общего между воспитанием ребенка и управлением компанией

В воспитании детей может помочь модель жизненных циклов корпораций

Forbes
Навстречу взрыву Навстречу взрыву

Кресло, которое спасет от мины

Популярная механика
Иван Мулин: «Обязательно сыграю в фильме Кирилла Серебренникова» Иван Мулин: «Обязательно сыграю в фильме Кирилла Серебренникова»

Интервью со звездой фильма «Хрусталь» Иваном Мулиным

GQ
Мечта из голубых кирпичиков Мечта из голубых кирпичиков

Модель суперкара Bugatti Chiron, почти целиком построенная из кубиков Lego

Популярная механика
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Триумф 57 мм Триумф 57 мм

Новое слово в разработке российских бронемашин

Популярная механика
«Я есть юмор!» «Я есть юмор!»

Ида Галич не боится быть смешной и нелепой, настоящей и простой

OK!
Зачем мы отправляем друг другу откровенные фото Зачем мы отправляем друг другу откровенные фото

Что побуждает заниматься этим женщин и какие мотивы у мужчин?

Psychologies
Зачем (не) нужен брак? Зачем (не) нужен брак?

Что заставляет людей быть вместе и чего ждать от брака в будущем?

Psychologies
Открыть в приложении