1% прибыли: почему госкомпаниям не интересны инвестиции в цифровую энергетику
Крупнейшие электроэнергетические компании тратят на цифровизацию бизнеса не более 1% прибыли — на порядок меньше, чем их западные коллеги. Что им мешает?
Ежегодные инвестиции в российскую электроэнергетику составляют около 500 млрд рублей. Львиная доля вложений приходится на госкомпании. Так, «Россети» тратят на обновление и строительство электросетей более 200 млрд рублей, «Росатом» — около 160 млрд рублей. Еще 100 млрд рублей в год направляют теплогенерирующие компании для поддержания и строительства мощностей.
Компании направляют на обновление фондов значительные средства, но успехи в научных разработках и инновационном развитии остаются скромными. Так, «Россети» в 2017 году потратили на всю программу НИОКР 1 млрд рублей, «РусГидро» — 0,4 млрд рублей, «Интер РАО» — 0,2 млрд рублей, «Газпром энергохолдинг» — 0,35 млрд. рублей. В сумме это 2,5 млрд. рублей, а в среднем — около 0,1% выручки и не более 1% от прибыли. Больше всего на инновации и цифровую энергетику тратит лишь «Росатом» (4,5% выручки).
Однако расходы отечественных компаний на науку отстают примерно в 20 раз от зарубежных компаний-аналогов. Так, французская EDF тратит на исследования 20% от прибыли, испанская Iberdrola — 10%, шведский Vattenfall — 6%, канадская Quebec Hydro — 5%.
Недостаток инвестиций у российских крупных игроков энергорынка во многом обусловлен сильной монополизацией экономики вкупе с особенностями тарифного регулирования. И хотя главной задачей энергореформы было именно создание конкуренции в отрасли, компании, появившиеся в ходе реструктуризации «РАО ЕЭС России», оказались на практике в условиях, близких к монопольным.