Сланцевая беда. Почему сокращение добычи нефти не гарантирует ее подорожания
Основные рычаги влияния на рынок нефти находятся в США, и решения, принимаемые странами ОПЕК+ в отношении объемов добычи, могут быть впоследствии скорректированы в Вашингтоне, если тот сочтет, что они расходятся с его интересами
Участники соглашения ОПЕК+ все-таки пришли к общему знаменателю после долгих и непростых переговоров, которые сопровождались многочисленными информационными вбросами и спекуляциями вокруг позиции России по продлению сделки. С 2019 года нефтяные державы сократят добычу нефти по сравнению с октябрем 2018 года на 1,2 млн баррелей в сутки. Из этого числа 0,8 млн барр/сут. приходятся непосредственно на ОПЕК, 0,4 млн барр/cут. — на государства, не входящие в картель, что вполне соответствует текущей ситуации на рынке.
Россия должна будет снизить добычу на 0,23 млн баррелей в сутки. Это существенно больше, чем ожидало Минэнерго, но такое снижение не будет критическим ввиду рекордных объемов нефтедобычи в стране. В большей степени оно будет обеспечено за счет и без того падающей добычи на зрелых месторождениях в ряде регионов России, что минимизирует потери нефтегазовых компаний и российского бюджета. Кроме того, в силу климатических особенностей страны сокращение производства будет осуществляться постепенно.
После официального заявления о параметрах сделки нефть марки Brent подскочила в цене на 5%, поднявшись выше отметки $63 за баррель. Такое сокращение удержит котировки нефти от падения и в краткосрочной перспективе поможет им закрепиться внутри коридора $60-70 за баррель, что комфортно для российского бюджета.
Тем не менее уверенно утверждать, что продление договоренностей ОПЕК+ позволит сбалансировать мировой рынок нефти, к сожалению, нельзя. И виной тому — укрепление роли США как крупнейшего производителя и чистого экспортера нефти.
Подножка от США
Когда несколько лет назад в США произошла сланцевая революция и американские нефтяные компании вышли на мировой рынок, страны-нефтедобытчики осознали, что Америка здесь всерьез и надолго и договариваться с ней о снижении производства не получится. Это обусловлено прежде всего спецификой американской нефтяной отрасли, которая представляет собой высококонкурентный рынок с многочисленными частными компаниями, признающими только рыночные механизмы.