Как живет современная российская школа и каково быть учителем сегодня

EsquireОбщество

Каково это — быть учителем в России: краткий курс по школоведению (с задачником)

Журналистка Юлия Дудкина по просьбе Esquire поговорила с учителями о том, почему школа остается агрессивной средой, и составила учебное пособие по школоведению.

Юлия Дудкина

“В Подмосковье тренер ударил ребенка ногой в голову”, “почетный учитель избила второклассника”, “в Северодвинске учительница избила учеников скакалкой” — новости об инцидентах в российских школах в этом году появлялись с пугающей периодичностью — так, что мы вновь заговорили о бессмысленности и беспощадности российской образовательной системы. Не пытаясь дать оценку каждому отдельно взятому случаю, журналистка Юлия Дудкина по просьбе Esquire поговорила с учителями о том, почему школа остается агрессивной средой, и составила учебное пособие по школоведению. В нем приведены задачи на основе реальных случаев из жизни школ. Попробуйте их решить и взгляните на приведенные выше новостные сюжеты глазами заложника системы.

1Обязаловка

В 2018 году тренер по фехтованию Анна Ансталь решила устроиться в школу. «У меня есть свой фехтовальный клуб, и я давно мечтала открыть в нем детскую группу, — говорит Ансталь. — И вдруг я подумала: если мне хочется учить детей, почему бы для начала не поработать школьным учителем?». Образование у нее было соответствующее: в физкультурном вузе она проходила практику в школах и получила соответствующий документ. Правда, как вспоминает Ансталь, практика эта была очень формальной — учителя в школах не хотели допускать практикантов до занятий и просто расписывались в нужных бумагах.

Сама Анна ненавидела физкультуру в школе. У нее не получалось хорошо сдавать нормативы по бегу и прыжкам в длину, она плохо бросала мяч. Позже это никак не помешало ей стать мастером спорта по фехтованию. «Это еще раз доказывает, что классическая школьная физкультура бессмысленна и учит совсем не тому, чему нужно», — считает Ансталь. У нее была мечта: сделать уроки без «обязаловки». Показать школьникам, что спорт — это весело и полезно, сделать так, чтобы они полюбили двигаться.

Она сразу объявила ученикам: все, кто будет приходить на уроки, будут получать за них пятерки. Остальным придется готовить к концу четверти небольшие проекты о спорте и выступать с ними перед классом. «Мне казалось, они не привыкли к тому, что с ними говорят на равных, — говорит Ансталь. — Я спрашивала у них: “Чем хотите заняться сегодня на уроке?”. Они молчали и смотрели мимо меня». В конце концов дело пошло на лад: восьмые, девятые и десятые классы приходили на уроки с удовольствием, они играли в «тридцать три» и в настольный теннис. Потом они попросили учительницу научить их выполнять подачу в волейболе. Она честно призналась им, что и сама не сильна в этом. «Мы вместе посмотрели видео на YouTube и стали учиться. У них получалось даже лучше, чем у меня», — вспоминает Анна.

С одиннадцатиклассниками было сложнее. Они были постоянно загружены подготовкой к экзаменам, из-за этого отпрашивались с урока. «Я же помню себя в одиннадцатом классе, — говорит Ансталь. — В этом возрасте все озабочены только поступлением в вуз, ни на какую физкультуру нет сил». Анна спокойно относилась к тому, школьники тихо сидели в раздевалке и учили уроки вместо того, чтобы бегать.

«Устроившись в школу, я стала постоянно вспоминать собственное детство, — говорит Ансталь. — Школа казалась мне тюрьмой. Я подходила к окну и с завистью смотрела на людей, которые просто идут мимо по улице». Постепенно она стала так же чувствовать себя на работе. По утрам она слышала, как учителя в раздевалке отчитывают школьников, которые забыли сменную обувь. «Это казалось мне таким бессмысленным, — вспоминает она. — Еще девяти утра нет, а на человека уже накричали. И не за какой-то плохой или подлый поступок, а просто за то, что он что-то забыл дома».

Однажды на урок физкультуры к одиннадцатому классу пришла методист и спросила: «Почему у тебя дети сидят в раздевалке?». Ансталь ответила, что в зале нет отопления и многие из них пришли без формы, так что она разрешила им заняться уроками. «Поставь им всем двойки», — посоветовала методист. Потом она объявила, что те, у кого нет формы, должны во время урока находиться в зале. «Но ведь там очень холодно сидеть», — ответила Ансталь. Методист ушла со словами: «Все с тобой понятно». Позже она пришла снова и сказала Анне, что нельзя спрашивать детей, чем они хотят заниматься на уроке — учитель должен сам определять план.

«На переменах молодые учительницы обсуждали между собой, что чем строже относишься к детям, тем лучше, — говорит Ансталь. — Я слушала это и понимала, что со времен моего детства школьная система совсем не изменилась. В конце концов, я проработала несколько месяцев и ушла».

Анна признается: до того, как прийти в школу, она нарисовала в своем воображении идиллическую картинку того, как она станет «необычным» учителем, изменит систему и построит с учениками отношения, основанные на равенстве и взаимоуважении.

Молодые учителя часто начинают работу именно с таким настроем, но сохранить его надолго бывает трудно. «До того, как я пришла в школу, я работала в образовательных проектах, построенных на ценностях гуманистической педагогики, — говорит учительница русского языка и литературы Римма Раппопорт. — Там я привыкла, что учитель должен заинтересовать ребенка. Нельзя требовать от ученика, чтобы он был в восторге от математики или истории с самого начала». В гуманистической педагогике ученик рассматривается как сознательный и равноправный участник учебно-воспитательного процесса. Раппопорт думала, что сможет реализовать этот подход к образованию. Но оказалось, что школьной администрации это не очень интересно. «Зато оказалось, что очень важно соблюдать кучу формальностей — отступать определенное количество линеек и делать так, чтобы ученики вставали, когда ты входишь в класс», — вспоминает Раппопорт. Однажды к ней на урок пришла завуч и стала кричать на детей за то, что они неправильно сидят — оказывается, на каждом уроке они должны рассаживаться в определенном порядке, а не садиться с теми, с кем им хочется.

«И вот, казалось бы, ты учитель, взрослый человек, — говорит Раппопорт. — И тут завуч переключается с учеников на тебя и начинает отчитывать, как маленького ребенка. И ты понимаешь, что в школьной системе нет никаких равноправных участников образования».

2Выгорание

В ноябре в одной из школ Хабаровского края разразился скандал. В сеть попало видео, где учительница начальных классов избивает девятилетнего мальчика. «Ты кто такой? Кто тебе позволяет так себя вести? Почему ты мешаешь всем?» — на записи хорошо видно, как с этими словами педагог набрасывается на ребенка. Ученик падает на пол, а учительница продолжает его бить.

Позже выяснилось, что героиня видео — Татьяна Лескова, учительница с 25-летним стажем. В тот день, когда произошел конфликт, ее ученик по имени Семен сначала прищемил ей руку дверью, а потом запустил в нее портфелем и ударил ее ногой, сказав «На, сука, держи!». Лескова и раньше писала докладные на этого школьника — он вел себя агрессивно по отношению к учителям и ученикам, срывал уроки. Школьная администрация бездействовала.

После того, как видео с избиением Семена попало в сеть, региональный следственный комитет возбудил уголовное дело. Хотя действия Лесковой были незаконными, многие родители ее учеников требуют, чтобы учительницу освободили от уголовной ответственности. Около трехсот человек подписали открытое письмо в ее защиту, а петицию на Change.org на сегодняшний день подписали больше 3,5 тысяч человек. В петиции говорится, что Лескова «не избивает ученика, а применяет меры воспитательного характера».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
Как усилить сигнал роутера без дополнительного оборудования Как усилить сигнал роутера без дополнительного оборудования

Методы улучшения скорости Wi-Fi, которые действительно работают

CHIP
«Я есть юмор!» «Я есть юмор!»

Ида Галич не боится быть смешной и нелепой, настоящей и простой

OK!
Биткоин vs государство: 10 лет спустя Биткоин vs государство: 10 лет спустя

Биткоину 10 лет. Как он появился, что пришлось изменить и что его ждет в будущем

Forbes
Еще одна из рода Кардашьян Еще одна из рода Кардашьян

Невозможно оставаться в тени, когда ты — одна из семейства Кардашьян

Glamour
На сайте Мариинского театра нашли шедевральный пересказ оперы «Конёк-Горбунок» На сайте Мариинского театра нашли шедевральный пересказ оперы «Конёк-Горбунок»

Краткое содержание балета «Конёк-Горбунок»

Maxim
К какому поколению ты относишься: «бэби-бумер», миллениал, Х или Z? К какому поколению ты относишься: «бэби-бумер», миллениал, Х или Z?

Объясняем теорию поколений, чтобы не запутаться, к какому ты относишься

Playboy
Искусственный интеллект на грани нервного срыва Искусственный интеллект на грани нервного срыва

В 2018 году искусственный интеллект вышел «на свободу»

Эксперт
Ford Focus Ford Focus

Ford Focus. Просторный салон, комфортная подвеска, экономичный и тяговитый мотор

Quattroruote
Prima gli italiani: будущее Итальянской Республики и новое «правительство перемен» Prima gli italiani: будущее Итальянской Республики и новое «правительство перемен»

Будущее Итальянской Республики и новое «правительство перемен»

Эксперт
Стать лучше с помощью любви Стать лучше с помощью любви

Как жизнь вдвоем позволяет измениться и посмотреть на себя со стороны

Psychologies
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Где посмотреть на античные амфитеатры, не заезжая в Грецию или Италию Где посмотреть на античные амфитеатры, не заезжая в Грецию или Италию

Составляем культурную программу приближающихся новогодних каникул

СНОБ
Зачем сивке бурка Зачем сивке бурка

Препарирование сказок. Откуда взялось Лукоморье и почему Идолище Поганое

Maxim
Самые редкие и желанные сумки в мире Самые редкие и желанные сумки в мире

Какие сумки женщины рассматривают как инвестицию, а не просто модный аксессуар?

Vogue
Бон вояж Бон вояж

Как подготовиться к путешествию на машине за рубеж

АвтоМир
Стоит ли блокировать украденные телефоны по IMEI Стоит ли блокировать украденные телефоны по IMEI

Стоит ли блокировать украденные телефоны по IMEI

Forbes
Lada Vesta Cross: Мандарин под елку Lada Vesta Cross: Мандарин под елку

Оранжевый седан Lada Vesta Cross

АвтоМир
Мертвый сезон. Как американский бизнес переживает длинные праздники Мертвый сезон. Как американский бизнес переживает длинные праздники

Будьте готовы к спаду деловой активности в новогодние праздники в США

Forbes
Кто здесь Ребенок? Кто здесь Ребенок?

Актриса Александра Ребенок в мастерской художника и гримерке МХТ

Esquire
«Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России «Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России

Татьяна Матюшина рассказала, как создаются ее экологичные и натуральные шубы

Cosmopolitan
Исследование: почему Чебурашка — еврей, но при этом не сионист Исследование: почему Чебурашка — еврей, но при этом не сионист

Что общего у мультфильма о Чебурашке и Крокодиле Гене и евреев Страны Советов

Собака.ru
Как научиться высыпаться с помощью фитнес-браслета? Как научиться высыпаться с помощью фитнес-браслета?

Как научиться высыпаться с помощью фитнес-браслета?

CHIP
Взлет при падении Взлет при падении

Почему в России растет число долларовых миллионеров

Огонёк
Прочный союз: как правильно общаться с партнером Прочный союз: как правильно общаться с партнером

Сценарии неудачной коммуникации в паре, которые мешают счастью с партнером

Psychologies
«Путин+лыжи»: почему форматы общения президента с народом превращаются в фарс «Путин+лыжи»: почему форматы общения президента с народом превращаются в фарс

Формат пресс-конференции с президентом легко перепутать с «Прямой линией»

Forbes
«Твиттер» для Бобика «Твиттер» для Бобика

Домашние питомцы обрастают гаджетами и аккаунтами

Огонёк
Зачем мы постоянно учимся (и нужно ли это делать) Зачем мы постоянно учимся (и нужно ли это делать)

Почему мы так отчаянно ищем ответы на вопросы, которые не можем сформулировать?

Psychologies
Почему мы творим глупости? 10 психологических экспериментов Почему мы творим глупости? 10 психологических экспериментов

Что толкает порядочных людей на подлость, умных на глупость

Psychologies
Планируем следующий год: даосская техника исполнения желаний Планируем следующий год: даосская техника исполнения желаний

Как продумать намерение, чтобы оно реализовалось лучшим образом?

Psychologies
Открыть в приложении