Почему российская игра Escape from Tarkov стала такой популярной
Разработчик игры Никита Буянов объясняет этот феномен просто: «Народ истосковался по серьезным играм».
В начале 2020 года игра российских разработчиков Battlestate Games Escape from Tarkov неожиданно ворвалась на вершину стримингового видеосервиса Twitch и несколько суток была самой популярной игрой среди зрителей, эпизодически попадая на первую строчку и по сей день. Мы встретились с создателем Escape from Tarkov Никитой Буяновым, чтобы выяснить, в чем залог успеха игры.
Любовь к видеоиграм у парней начинается с детства. В какой момент вы решили, что создание компьютерных игр станет вашей профессией?
Достаточно давно. Еще в 10-11 классе, когда я занимался самодельными модами для Morrowind, Half-Life, делал разные модели для Counter-Strike. Я в принципе полюбил игры во времена, когда появились первые игры на ПК. Пожалуй, увидев Half-Life со сглаживанием еще на видеокарте 3DFX Voodoo, я понял, что это то, к чему хочу идти и чем хочу заниматься.
Но вы не стали сразу после школы заниматься разработкой игр?
После школы у меня был период обучения в питерском ИТМО, а потом лет 5 занимался графическим дизайном, сайтами, концепт-артами, полиграфией... В интернете, кстати, и сейчас можно найти много моих работ.
У вас была возможность заняться преподавательской деятельностью. Как вам поступило предложение читать лекции в Сингапуре? За какие заслуги? Почему от него отказались?
История была на самом деле достаточно странная. Так случилось, что в тот момент я достаточно мощно развивался в плане дизайна, арта, у меня появлялись различные интересные мысли и идеи по оптимизации процессов для дизайнеров. Была идея даже сделать интерактивную онлайн-школу, и я успел выпустить электронную книжку, в которой рассказывал о различных лайфхаках. Кстати, были и другие варианты кроме Сингапура. Но мне кажется, что преподавательской деятельностью стоит начинать заниматься, когда ты уже исчерпал свою профессию и сделал все, что было возможно в ней, именно поэтому все эти варианты казались для меня странными. Может, когда-то я этим займусь.
Как пришли к тому, чтобы необходимо создать свою студию по разработке видеоигр?
Ну, все придумывалось не резко. Желание развиваться и работать самостоятельно зародилось еще давно, когда я был дизайнером. Необходимость начать свою студию возникла, когда, собственно, началась работа над браузерном шутером Contract Wars – моим первым серьезным проектом. Требовалась какая-то централизация и фокус только на одном большом проекте.
Был ли у вас опыт работы на стороннюю студию?
Именно полноценного опыта по разработке компьютерной игры для другой студии не было. Делал какие-то части небольших мобильных игр – арт-дизайн, геймдизайн, звук. Большие игровые проекты мы начали с чистого листа уже в нашей компании.
Обычно российские разработчики идут покорять мобильный рынок игр, где нужны меньшие затраты и делаются более быстрые деньги. Почему вы пошли другим путем?
Опыт разработки мобильных проектов у меня был, но со временем я понял, что это точно не мое. Был Contract Wars, который жив и сейчас, с free-to-play, но мне в принципе не нравится эта модель монетизации. Всегда хотелось сделать что-то серьезное, и в случае с Escape from Tarkov с самого начала было принято решение делать максимально сложно и интересно, в первую очередь – для нас самих. Деньги никогда не были нашим главным ориентиром, главное – чтобы покрывались расходы на разработку, и все. И даже сейчас мы работаем так.
Если посмотреть на текущие позиции игры в Twitch – EFT выше некоторых проектов, которые зарабатывают в сотни раз больше. Но нас это совершенно не смущает, потому что в основе нашей работы не стоят деньги. У нас не было мысли стать каким-то исключением, мы просто делаем то, что нам нравится. В этом весь смысл.
Насколько было тяжело найти своего геймера? К каким маркетинговым ходам вы прибегали?
Честно говоря, легко. Народ истосковался по серьезным, сложным играм. В принципе, мы всегда рассчитывали, что из миллионов игроков, которые хотят играть в простые казуальные игры, найдется тысяч сто тех, кто захочет играть каждый день в сложные и хардкорные. Завоевывать мир гейминга мы не собирались, и то, что происходит с игрой сейчас, не было запланировано специальным образом. Мы не ожидали, что дойдем до такого уровня, в планах было все гораздо проще. К каким-то особенным маркетинговым ходам мы не прибегали, секретов никаких нет, кроме, пожалуй, игры самой по себе и нашего личного подхода к работе с инфлюенсерами, игроками и поклонниками по всему миру.