Победа Лужкова. Как бывший мэр Москвы создал модель сегодняшней России
Модель власти, выстроенная в Москве Юрием Лужковым, победила тех, кто в 1999-м победил его на выборах. Именно Лужков показал, что автократия возможна в России без крови и без садизма
О Юрии Лужкове хочется рассказывать только хорошее. Он самое человечное лицо нашей власти и — вопреки перебранке «людей с хорошими лицами» — сумел быть лицом общества и лицом государства одновременно. В этом смысле, конечно, Юрий Михайлович был демократом, но — российским, посткоммунистическим. Он абсолютно воплощал шутливый мем другого человека своего поколения, Михаила Федотова: «Высшая форма демократии — это абсолютная диктатура настоящего демократа».
Лужков правил Москвой почти 20 лет, чуть меньше, чем Путин. И в его случае выражение «править Москвой» вполне оправданно, несмотря на трех президентов. Несколько раз — например, в 1993 и в 1996 годах — только от Лужкова зависело, кому остаться в Кремле. Но и без того он выстроил модель личной власти в Москве, которая с тех пор служит эталоном «вертикали власти» для всех президентов России.