Немецкие автоконцерны намерены продолжить инвестировать в российский рынок

РБКБизнес

Без пробуксовки

Немецкие автоконцерны чувствуют себя уверенно в России и намерены продолжить инвестировать в рынок, так как видят здесь потенциал роста. Несмотря на тенденцию к снижению продаж в России новых автомобилей, спрос на немецкие легковые модели стабилен. Сбыту коммерческих автомобилей поддержку оказывает госзаказ.

Текст: Иван Некрасов

Эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ожидают падения спроса в целом на легковые автомобили в России по итогам 2019 года, по их прогнозам, оно составит около 2,3% к объему продаж 2018-го.

Этот прогноз не относится к большинству моделей немецких авто. Так, по статистике АЕБ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года BMW и Mercedes-Benz прибавили 19 и 15% соответственно. По данным за январь—октябрь Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz занимают соответственно пятое, 10-е и 11-е места по объемам продаж на российском рынке.

Стабильный интерес

Немецкие автоконцерны чувствуют себя уверенно на российском рынке. В мае 2019 года Mercedes-Benz открыл завод полного цикла по производству легковых автомобилей в России. В Калуге много лет работает завод Volkswagen, который выпускает широкую модельную линейку Volkswagen и Škoda. На мощностях калининградского завода «Автотор» производится отверточная сборка моделей BMW и Audi.

Не снижается также производство грузовиков. «Даймлер КамАЗ Рус» — совместное предприятие концерна Daimler AG и КамАЗа — выпускает в России более 30 модификаций грузовых автомобилей марки Mercedes-Benz, а также грузовики марки Fuso. Грузовое подразделение концерна Volkswagen Truck & Bus, в которое входят такие марки, как MAN и Scania, имеет соглашение о контрактной сборке с группой ГАЗ. Также на мощностях ГАЗа собирают легкие коммерческие автомобили Mercedes Sprinter Classic.

«За годы работы в России мы запустили два завода в Набережных Челнах: один по производству грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, второй — новый завод по производству каркасов кабин для грузовых автомобилей Mercedes-Benz и «КамАЗ», который был открыт в мае 2019 года», — рассказал РБК+ Андреас Дойшле, генеральный директор «Даймлер КамАЗ Рус». Грузовое подразделение MercedesBenz в России, по его словам, за все это время инвестировало порядка €300 млн. Эти средства пошли в первую очередь на строительство заводов, их оснащение высокотехнологичным инновационным оборудованием и, конечно, для вывода на рынок нового модельного ряда грузовиков Mercedes-Benz. «В дальнейшем мы продолжим инвестировать в российский рынок, у которого неплохой потенциал для развития», — добавил Андреас Дойшле.

Переменная составляющая

В июле 2019 года правительство России в очередной раз изменило порядок работы автосборочных предприятий. Теперь, чтобы претендовать на заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК), которые гарантируют получение государственных преференций, иностранным концернам необходимо выполнить ряд условий, каждое из которых приравнено к определенному количеству баллов. Например, открытие на заводе цеха по сварке кузова оценили в 400 баллов, а организацию производства роторов — в 200. С 2019 года необходимо набрать не менее 900 баллов, с 2022-го — не менее 1200 баллов, а с 2025 года минимальный порог составит 1400 баллов.

Требования к производителям легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, претендующих на участие в госзакупках, еще жестче. С 2019 года нужно получить 2000 баллов, с 2021-го — 3200, а с 1 января 2023 года — не менее 4500 баллов.

Это уже четвертое радикальное изменение условий производства автомобилей в России с 2005 года. Чтобы ограничить отверточную сборку, когда крупноузловые компоненты доставляются в готовом виде с зарубежного завода-изготовителя, были введены первые требования к минимальному уровню локализации производства. В обмен иностранцы получали право беспошлинного ввоза ряда комплектующих. В 2011 году был расширен перечень технических операций, необходимых для сохранения льгот. В частности, инвесторов обязали организовать в России сварку и покраску кузовов и наладить выпуск основных агрегатов — коробок передач и двигателя. В 2016-м право на льготы привязали к доле российских комплектующих, которую использует производитель, и в очередной раз утвердили список подлежащих локализации узлов и работ. Тогда же в качестве дополнительного «пряника» инвесторам создали благоприятные условия для участия в государственных тендерах.

В целом политику такого стимулирования автопроизводителей эксперты признают успешной. «С момента заключения первых соглашений о промышленной сборке локализация выросла в среднем на 30–40%. Такой результат был достигнут за счет стимулирования локализации средствами государственной поддержки», — подтверждает Татьяна Кофанова, руководитель группы автомобильного сектора компании «Делойт, СНГ».

После кризиса 2014-го и резкого снижения продаж новых авто большинство производителей не стали закрывать заводы в РФ. Так, в строю остались предприятия всех немецких концернов.

«Локализация в любом случае дает удешевление, поддерживает маржинальность продаж. Концерны к тому же получают преференции и льготы по СПИК и могут претендовать на определенную долю госзаказа», — объясняет Ильгиз Баймуратов, вице-президент аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

Участие в тендерах на госзаказ — значительная преференция, в первую очередь для производителей представительских и коммерческих машин. Особенно если учесть, что, по оценкам аналитической службы «ВТБ Капитала», доля госзаказа в поставках российского автопрома в сегменте легковых автомобилей невелика — 5%. Однако для микроавтобусов и автобусов этот показатель достигает уже 10–15%. У производителей строительно-дорожной техники, по подсчетам Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования, этот показатель еще выше — от 20 до 50% продаж.

Несмотря на снижение покупательной способности, остался относительно стабильным спрос на автомобили низшего и верхнего ценовых сегментов, объясняет Ильгиз Баймуратов ситуацию на российском рынке в целом: «Больше всего пострадал средний ценовой диапазон, уменьшилось число предлагаемых моделей».

Теперь многое будет зависеть от дальнейшей политики правительства по регулированию авторынка. «В настоящий момент еще не окупились все инвестиции начала 2000-х. При этом в 2018–2019 годах иностранные концерны подписали ряд СПИК, взяв на себя обязательства по дополнительным инвестициям в объеме от 10 млрд до 70 млрд руб. В то же время исходя из статистики Росстата, которая также подтверждается комментариями наших клиентов, в 2019 году производство автотранспортных средств сокращается в среднем на 10% по сравнению с 2018 годом. В следующие несколько лет мы не ожидаем существенного роста выпуска, поскольку не прогнозируем заметного увеличения продаж на внутреннем рынке и на экспорт», — делится прогнозами Татьяна Кофанова.

Впрочем, история показывает, что регуляторы рынка могут проявлять гибкость в отношениях с инвесторами. Например, в 2011 году при расчете уровня локализации был введен коэффициент, зависящий от стоимости национальной валюты. Поэтому в 2014 году из-за девальвации рубля требования к промышленным предприятиям были смягчены.

Кроме того, Минпромторг готовит очередную поощрительную меру для компаний, построивших заводы в России. С 2020 года на 70–120% может быть увеличена ставка утилизационного сбора, который используется как барьер на пути импортных автомобилей в страну.

Фото: РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На здоровье На здоровье

Как инвестирует частный фонд, специализирующийся на медицинских проектах

Forbes
Марина Варварина Марина Варварина

Создательница «Эрарты» согласилась на интервью, чтобы рассказать о своей книге

Собака.ru
Мощные вещи Мощные вещи

Какова движущая сила Четвертой промышленной революции?

РБК
Билет в Шангри-Ла Билет в Шангри-Ла

У меня в руках вполне реальный билет… Билет в Шангри-Ла

Наука и жизнь
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Не та Осетия: чем заняться туристу в не признанной почти никем республике Не та Осетия: чем заняться туристу в не признанной почти никем республике

Самобытный маршрут из Северной Осетии в Южную

РБК
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Софья Таюрская: горячие фото солистки нашумевшей группы «Little Big» Софья Таюрская: горячие фото солистки нашумевшей группы «Little Big»

Яркая, дерзкая и очень талантливая Софья Таюрская

Playboy
Математическая погрешность Математическая погрешность

Стоит ли всегда округлять 4,97 до 5?

Forbes
Российское вторжение: как делают графику для кино Российское вторжение: как делают графику для кино

Как делают самую продвинутую графику для мирового кинематографа

Популярная механика
Что делать с телефонной зависимостью? Что делать с телефонной зависимостью?

Начните сажать деревья

GQ
Шеф-повар Нобу Мацухиса — о любимом ресторане и Роберте Де Ниро Шеф-повар Нобу Мацухиса — о любимом ресторане и Роберте Де Ниро

Как появилась ресторанная империя Nobu

РБК
Влад Кадони: «Секс с Ольгой Орловой? Присутствует!» Влад Кадони: «Секс с Ольгой Орловой? Присутствует!»

Телеведущий Влад Кадони рассказал, почему до сих пор не женат

StarHit
СИЗО: очередь солидарности СИЗО: очередь солидарности

Почему в СИЗО нет места классовым, национальным и поколенческим дрязгам

Русский репортер
Пенсионеры-герои Пенсионеры-герои

Десять человек, для которых старость стала самым захватывающим периодом жизни!

Maxim
10 полезных привычек, которые сделают вашу жизнь лучше 10 полезных привычек, которые сделают вашу жизнь лучше

Какие новые полезные привычки стоит ввести в свою жизнь в 2020 году

Esquire
ЭПР, СССР и Нобелевские премии ЭПР, СССР и Нобелевские премии

Об академике Евгении Завойском и его открытии явления парамагнитного резонанса

Наука и жизнь
Автомобиль с острова. Тест-драйв обновленного Lexus RX 350 на Ибице Автомобиль с острова. Тест-драйв обновленного Lexus RX 350 на Ибице

Смог ли японский производитель усовершенствовать бестселлер Lexus RX?

СНОБ
Война вирусов Война вирусов

В открытии интерферона у случайности была не последняя роль

Дилетант
Как понять, что в нас видят только сексуальный объект Как понять, что в нас видят только сексуальный объект

Где грань между здоровым влечением и объективацией

Psychologies
«Нужно было дать какое-то объяснение этому трешу»: почему Россию на 4 года отстранили от Олимпиад «Нужно было дать какое-то объяснение этому трешу»: почему Россию на 4 года отстранили от Олимпиад

Манипуляции с базой данных Московской антидопинговой лаборатории

Forbes
Алины правят миром: 10 самых сильных женских имён Алины правят миром: 10 самых сильных женских имён

Как зовут женщин, чья сила поистине безгранична

Cosmopolitan
Ася Залогина: Пример для подражания Ася Залогина: Пример для подражания

Из добровольца она превратилась в президента фонда «Обнаженные сердца»

Cosmopolitan
Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз? Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз?

В последнее время трудным детям стали ставить «модный» диагноз — ОВР

Psychologies
Каникулы и праздники: как сохранить мир для детей и родителей Каникулы и праздники: как сохранить мир для детей и родителей

Праздники — во всех отношениях горячее время

Psychologies
Как замаскировать засос, чтобы никто ничего не заметил: проверенные способы Как замаскировать засос, чтобы никто ничего не заметил: проверенные способы

Делимся самыми эффективными техниками любого уважающего себя казановы

Playboy
Квартира со скрытыми объемами, 54 м² Квартира со скрытыми объемами, 54 м²

В этой квартире кухня и спальня спрятаны за деревянными панелями

AD
Клиент — не злодей: как построить творческий стартап и не сойти с ума Клиент — не злодей: как построить творческий стартап и не сойти с ума

Лучшие практические советы для начинающих предпринимателей

Forbes
Что такое таблица энергетического баланса и зачем она нужна? Что такое таблица энергетического баланса и зачем она нужна?

Что делать, если энергия пропала, а на ее место пришла хроническая усталость?

Psychologies
Лада Дэнс: «Охочусь за фэшнраритетами» Лада Дэнс: «Охочусь за фэшнраритетами»

Певица призналась, какие ошибки прошлого хотела бы сейчас исправить

StarHit
Открыть в приложении