Пять экранизаций русских книг, которые мы ждем в 2020 году
На этой неделе нам показали трейлер фильма «Мы» — первой русской экранизации антиутопии Евгения Замятина. По этому случаю Esquire вспомнил еще пять современных русских романов, экранизацию которых мы очень ждем прямо сейчас.
Захар Прилепин, «Обитель»
Что ждем: сериал на канале «Россия 1» однажды в 2020 году.
Что за книга: роман Захара Прилепина «Обитель» вышел в 2014 году, в том же году получил «Большую книгу», и в целом это, наверное, последний большой роман писателя, которого все больше увлекает в нелитературную деятельность. Главный герой, Артем, отбывает наказание за убийство отца в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) в 1920-х годах, не сдается, крутит шашни с любовницей начальника лагеря Федора Эйхманиса и сам, кажется, немного в него влюблен. Во всяком случае фигура господина начальника срисована, стыдливо прикрытая одной лишней буквой, с реального энкавэдэшника Федора Эйхманса, считающегося одним из организаторов сталинских репрессий. При этом лагерь представляется Прилепиным чем-то вроде монашьей обители: здесь согнано в единое стадо по каждому представителю народа российского, все равны перед Богом и никто не чист. Это странный, одновременно привлекательный и отталкивающий текст, где огромный литературный талант автора сводится к доказательству довольно банальных формул, а самый жестокий исторический герой одновременно и самый обаятельный.
Что на экране: превращать «Обитель» в восьмисерийный сериал был избран, вроде бы Прилепином лично, режиссер Александр Велединский, до того удачно экранизировавший роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил». В роли обаятельного начальника Эйхманиса — Сергей Безруков, а главного героя играет замечательный Евгений Ткачук («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). Сериал уже должен быть давно отснят, а вот премьеры, обещанной на канале «Россия 1», все нет и нет. И остается только гадать, дело ли в том, что там есть, или в том, чего там не хватает.
Алексей Сальников, «Петровы в гриппе и вокруг него»
Что ждем: фильм Кирилла Серебренникова.
Что за книга: роман уральского писателя Алексея Сальникова обнаружила в журнале «Волга» и прославила критик Елена Макеенко. Волна, поднявшаяся за этим открытием, довела Алексея Сальникова до премии «Национальный бестселлер», а «Петровых» — до статуса культовой русской книги, давно невиданного в наших селениях. В романе вроде бы ничего не происходит, внешне его сюжет можно свести к «семья автослесаря Петрова заболевает гриппом под Новый год», но в предновогодних днях гриппозного бреда словно открывается портал в настоящую русскую метафизику: все времена связаны, любая реальность иллюзорна, живые соседствуют с мертвыми и в каждой маленькой жизни обнаруживается скрытый таинственный смысл. Это вообще очень русское стремление — утешить метафизикой бессмысленность маленькой провинциальной жизни (читай: Гоголь, Булгаков, Пелевин и т. д.). А у Алексея Сальникова жизнь еще и ощутимо «наша», и весь роман пронизан узнаванием живых знакомых деталей: урна, заваленная окурками, будто