Палеоразум: как аборигенное мышление дает новый взгляд на мир и западную культуру
Издательство Ad Marginem представляет книгу австралийского антрополога Тайсона Янкапорты «Разговоры на песке». Основатель и руководитель Лаборатории систем аборигенного знания в Университете Дикина (Мельбурн) и представитель клана Апалеч, одного из племенных союзов коренного населения Австралии, размышляет о неустранимых противоречиях глобального западного мировоззрения и традиционной картины мира и рассказывает о системе знаний австралийских аборигенов, открывающей мир с иной стороны.
Тайсон Янкапорта представил символы пяти способов мышления, из которых складывается картина мира аборигенов. Мышление историями отражает роль нарратива в памяти и передаче знаний. Мышление родства основано на связи одного элемента с другими и контекстом. Мышление сновидений использует для работы со знанием метафоры и соединяет абстрактное знание с осязаемым. Мышление предков позволяет достичь глубокого вовлечения — оптимального состояния для концентрации и обучения. А мышление паттернами рассматривает системы, их тенденции и закономерности.Эти пять способов мышления, как пять пальцев на руке, обеспечивают целостный подход к обретению знания.
Древнегреческие философы работали в основном с устным языком. Даже когда они стали всее записывать, они зачастую облекали свои тексты в форму диалогов, напоминавших о беседах, которые они вели. Платон рассказывал историю изобретения письма, дарованного одному египетскому фараону божеством по имени Тот. Потрясенный фараон стал жаловаться, что это изобретение уничтожит человеческую память, однако Тот настоял на своем, после чего устная традиция начала отмирать. Возможно, в этом древнем когнитивном перевороте было намного больше деталей, которые записывались на протяжении тысячелетий, однако все эти знания оказались утрачены вследствие гибели Александрийской библиотеки. Мораль этой истории заключается в том, что, если вы доверяете память каким-то иным методам, помимо устной традиции, информацию непременно нужно копировать.
Современная наука о мозге проследила, как печатная грамотность меняет человеческий мозг. Это прямо-таки катастрофический процесс, в рамках которого нейронные сети и связи между различными областями мозга перестраиваются, становясь в лучшем случае неэффективными, а в худшем — просто ненормальными. Я, кстати, вовсе не призываю людей или общины бросить учиться писать. Я не отвергаю с порога определенный вид познания и культурную традицию, что было бы сродни призывам к этноциду, а это всегда плохая идея. Я просто хочу сказать, что полезно совмещать разные вещи и не класть все когнитивные яйца в одну корзину: тогда ваш мозг будет лучше функционировать. Более того, не стоит облекать все ваши культурные знания в печатную или цифровую форму. Архивы — это здорово, но они не вечны. Египтяне узнали это на собственном печальном опыте.
Единственный устойчивый способ долгосрочного хранения данных — доверить их отношениям, глубоким связям между поколениями людей, выступающих в роли хранителей живых ландшафтов: все это укоренено в мощной устной традиции. Такой подход не заменяет печатное слово, а великолепно дополняет его — обе системы могут не просто сосуществовать, но и поддерживать друг друга. Отношения между системами так же важны, как и отношения внутри них. Устные традиции, основанные на глубоких связях, представляют собой способ мышления, поддерживающий ваши знания в биологических децентрализованных сетях и обеспечивающий защиту от диктаторов, которые могут решить сжечь ваши библиотеки. Они также когнитивно сочетают различные вещи и дают вашему мозгу возможность перестроиться на более здоровой основе. Я называю такой способ думать «мышлением родства» (kinship-mind).
Мышление родства — это способ улучшить и сохранить память в отношениях с другими. Если вы узнаёте что-то вместе с другим человеком или от него, то это знание помещается в отношения между вами. Вы сможете легко к нему вернуться, когда вы вместе, а будучи порознь — вспомните это знание, подумав о том человеке или произнеся его имя. Такой способ мышления и воспоминания не ограничивается отношениями с людьми.
Символ мышления родства показывает связанность двух элементов — ими могут быть места, люди, знания или любое их сочетание. Возможно, даже синапсы. Два различных субъекта образуют пару, связанную отношениями, которые отражает линия в центре. Кроме того, каждый субъект связан со множеством других пар, благодаря чему отношения приобретают динамичность и способность реагировать на изменение контекста. Между индивидуальностями каждого из субъектов в каждой паре и их взаимозависимостью в сети пар присутствуют напряжение и баланс.