Отдать нельзя пользоваться: как вернуть вещи в магазин, рассказывает юрист
Бывало ли у вас такое, что вещь, которая так понравилась в магазине, дома показалась подходящей только для бразильского карнавала (а вы на него, к слову, не едете)? Или в вашем городе прошла очередная «черная пятница» (которая у нас в стране никак не связана с Днем благодарения и рождественскими распродажами, а зачастую проводится на усмотрение ритейлеров), и к вам уже едет грузовик с доставкой? В общем, причины могут быть разными, но вопрос один: как вернуть купленную вещь обратно в магазин?
О том, как вернуть вещь в магазин, рассказывает юрист Яна Каткова.
Стоит ли говорить, что магазины возвраты не любят и в один голос солидарны с Земфирой в своем посыле «меньше всего нужны мне твои камбэки». Однако это вовсе не лишает покупателя права вернуть товар, и такое право прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Вернуть вещь в магазин: законы, которые регулируют вопрос
У покупателя есть свой козырь в рукаве, который называется Законом о защите прав потребителей – именно этот закон регулирует правила возврата вещей в магазин и отношения между покупателями и продавцами, с его помощью мы будем разгребать последствия урагана шопоголизма и разбираться, как вернуть вещь в магазин, если это необходимо. Но и среди товаров есть «персоны нон грата», возвращать которые нельзя. Полный перечень «эксклюзива» закреплен в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 – в нем описано, какие вещи нельзя вернуть в магазин, даже если вы поняли, что они нужны вам как рыбе зонтик.
Как вернуть вещь в магазин: основные условия возврата
Если вы купили товар в магазине (а не заказали в интернете), то вы имеете право обменять или вернуть его, если покупка не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. То есть вполне можно вернуть куртку, если дома вы присмотрелись и решили, что она тесная и красный вам не идет, или шкаф, если он не влез в проем между диваном и стеной, – не угадали, бывает. Но необходимо помнить, что вышеописанные причины для обмена и возврата товара исчерпывающие, и если вы скажете, что решили вернуть кроссовки, потому что они немодные, продавец вполне может ответить, что «антитренд» вы должны оставить себе, так как такой причины обмена и возврата в законе нет.
Вернуть непонравившуюся вещь в магазин можно при соблюдении 3 условий:
- покупкой не пользовались, ничего не порвали и не сломали (речь не идет об упаковке); причем «не пользовались» - это значит, не носили и уж тем более не стирали и не чистили (вернуть вещь в магазин после стирки нельзя!);
- пломбы и фабричные ярлыки остались целыми, вернуть вещь в магазин без бирки и без этикетки не выйдет;
- есть доказательства, что она была куплена именно в этом магазине, обычно ими служит товарный или кассовый чек. В момент покупки не лишним попросить продавца отправить вам электронный чек sms-кой или на e-mail.
Здесь вспоминается фрагмент фильма «8 подруг Оушена», где героиня Сандры Баллок пришла в магазин, взяла с полки дорогие духи и сделала вид, что хочет их вернуть, но забыла чек. И в возврате ей отказали как раз потому, что чека нет, – и она, довольная, ушла с трофеем. Забавный момент, но в России эта схема не сработает по двум причинам: по нашим законам нельзя вернуть духи, и отсутствие чека не является причиной отказа в возврате или обмене.
Так как вернуть вещь в магазин без чека в нашей стране? Для этого нужно найти другие способы доказать, что ты купила товар именно в этом магазине. Можно подтвердить операцию перевода через банк, если оплата была безналичной, а если наличной - подтвердить покупку начислением баллов на бонусную карту клиента, показать отметки магазина в гарантийном талоне, если таковой имеется, можно даже сослаться на показания свидетеля, например если в момент покупки с вами была подруга, – со способами можно креативить, до известной степени, конечно. Главное — не стесняться напоминать некоторым нерадивым продавцам, что можно вернуть вещь в магазин без чека, даже если сотрудник на кассе эмоционально доказывает вам обратное.
Следующий интересный вопрос: куда возвращать, если я хочу вернуть вещь в магазин?
Вернуть товар необходимо в тот магазин, в котором он был приобретен. Если магазин сетевой, то вещь можно вернуть в любой магазин сети. Но есть магазины, работающие по франшизе: вывеска и ассортимент товара одни и те же, а владельцы конкретных магазинов разные. В этом случае надо вернуть товар именно в тот магазин, где он был приобретен. Чтоб не ошибиться, лучше заранее посмотреть эту информацию на сайте магазина/ торговой сети.