Оправданные ожидания. Как Amazon превратился в современный «блошиный рынок» стоимостью в $29 млрд
«Вкладывать деньги можно хоть в рок-концерт, хоть в балетную постановку, — считает Джеффри Безос. — Однако ни в коем случае не пытайтесь продать рок-концерт, выдавая его за балет». Глава интернет-компании Amazon.com имеет в виду, что крайне важно учитывать и оправдывать ожидания своих клиентов. При этом он также достаточно обстоятельно описывает и риски, связанные с его новой затеей, сейчас находящейся на первой стадии реализации. Его план состоит в превращении Amazon.com, эксклюзивного сайта с четко очерченным кругом задач, в особое киберпространство, напоминающее некий рынок, на котором огромное количество людей могли бы выставлять на продажу совершенно разные товары — на обозрение более чем десятимиллионной толпы потенциальных покупателей.
До этого Amazon исходил из схемы по продвижению балетной постановки. Он специализировался на продаже товаров, которыми в первую очередь становились книги, аудио- и видеодиски. Руководство проекта при этом отличается внимательным отношением и любовью к деталям, в том числе при разработке удобного дизайна сайта и его систематизации: покупку можно совершить путем нажатия одной кнопки, а привезут ее прямо по указанному адресу.
Теперь Безос занимается организацией бесплатного массового рок-концерта, получившего от него условное название «zShops». На Amazon станет доступна купля-продажа товаров практически любого типа: полмиллиона предложений от многих тысяч семейных магазинчиков, готовых платить деньги за свое продвижение. Подобное расширение бизнеса поражает. Но далеко не факт, что постоянные клиенты, полюбившие идею покупок онлайн в «самом большом книжном магазине мира», одобрят перевоплощение Amazon в сайт по продаже всякой всячины: африканских масок и лежаков, странных новомодных произведений искусства и пластмассовых розовых фламинго, специфической одежды вроде дашики или галифе. Единственным запретом для Amazon становится продажа животных, порнографии и контрабанды.
Все эти перемены требуют разработки совершенно новой стратегии, которая сочеталась бы с уже проверенным методом ведения бизнеса, обеспечившего компании Безоса (изначально стоимостью в $1 млрд) рыночную стоимость в $29 млрд, не считая $8 млрд собственного капитала фирмы.
Это означает, что Amazon давно вышел за рамки лишь продажи разных вещей, Amazon предоставляет другим доступ для продвижения товаров и приобретения покупателей. «Такого еще не было, это абсолютно новая бизнес-модель», — утверждает Безос.
Подобные шаги вызваны стремлением Безоса обойти таких гигантов Интернет-паутины, как America Online и Yahoo. Ради этого на карту поставлена репутация Amazon как надежного и удобного сервиса и поставщика, также под угрозой находится, возможно, наиболее ценное достижение сайта — его особенно теплые и доверительные отношения со своими клиентами. «Небольшим компаниям всегда проще пойти на риск, потому что им нечего терять. Но крупные предприятия начинают отставать и сбиваться с собственного пути, если перестают принимать рискованные решения», — уверен Безос. «Единственный же надежный способ все испортить и заключается в стоянии на месте и боязни внедрять смелые инновационные идеи».