Иногда читаешь сценарий и думаешь: «Ну, авторы накрутили! Разве так бывает?»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Алла Юганова: «Была уверена, что Кончитту должна играть очень красивая актриса, а я самая обыкновенная...»

Почти год я практически ничего не делала и была уверена, что меня скоро выгонят из «Ленкома». У нас в театре есть класс, балетный станок и разминка на полу, я ходила только на него, у меня даже репетиций не было, и я очень переживала, что получаю зарплату и не работаю. Хотела даже отказаться от денег!

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Евгения Гущина/из архива А. Югановой

Среди молодых женщин нынче редко встретишь Аллу. Почему вам дали такое имя, в чью-то честь?

— Я родилась с ярко-рыжими волосами, практически алыми, вот мама и назвала меня Аллой. Моя сестра появилась на свет очень светленькой, поэтому стала Светланой. Такие у мамы были цветовые ассоциации.

Теперь даже не верится, что когда-то я была ярко-рыжей. Когда стала краситься, что-то произошло, и прежний цвет уже не вернулся. Время от времени я пыталась сменить «масть», но Марк Анатольевич Захаров, художественный руководитель театра «Ленком», где я служу много лет, видел меня только блондинкой и говорил: «Алла Сергеевна, вы не могли бы осветлиться?»

В какой-то момент, когда Марка Анатольевича уже не стало и не было ролей, к которым привязан блонд, я стала потихоньку «темнеть». Но несколько кинопродюсеров и кастинг-директоров попросили: «Пожалуйста, вернитесь в прежний цвет или хотя бы светло-русый, иначе мы не будем вас снимать». Это касалось телевизионных сериалов. Зато когда я перекрасилась в брюнетку, ко мне пришла необычная роль в полном метре, в фильме «Сторож», и было очень интересно поработать над непривычным материалом.

— Все же значительно чаще вы играете в телевизионных мелодрамах — наивных, милых, простодушных женщин. Вам близки такие героини?

— Знаете, когда я училась в Щепкинском, у меня были все больше комические или характерные роли. А я мечтала сыграть что-то пронзительное, трагическое, трепетное, где надо страдать, рыдать. Когда такое наконец-то стало приходить, я прямо не могла наиграться. И до сих пор с удовольствием работаю в мелодрамах и сопереживаю своим героиням.

Иногда читаешь сценарий и думаешь: «Ну, авторы накрутили! Разве так бывает?» А зрители пишут потом в социальных сетях: «Спасибо за прекрасный фильм! Со мной было то же самое!» В жизни есть место самым невероятным сюжетам. И съемки в телесериалах я воспринимаю как некую социальную миссию. Людям они нужны.

— Ваша собственная история похожа на красивую киносказку. Девочка из обычной семьи, будучи еще школьницей, поступила в один из самых престижных театральных вузов страны. В 17 лет вышла на сцену Малого театра. А в двадцать была принята в «Ленком», где стала одной из звезд труппы Марка Захарова. Об актерской профессии вы грезили с детства? Читали стихи перед гостями, выступали на детских праздниках?

— Сначала выступала перед гостями, потому что мама разучила со мной много песен и аккомпанировала на пианино. Она преподавала музыку в школе. А потом я записалась в кружок художественного слова в Доме культуры, где мы не только читали стихи и прозу, но и ставили спектакли. Однажды мне поручили роль Бабы-яги в новогодней сказке. В день премьеры заболела девочка, игравшая Снегурочку, и наша руководительница сказала: «Бабу-ягу я сыграю сама, а ты, Алла, будешь Снегурочкой». На меня надели костюм, причесали, реснички накрасили. Когда вышла на сцену, по залу разнесся шепот: «Какая красивая!» До этого я как-то себя не оценивала и не думала, что могу нравиться. В детстве из-за короткой стрижки и субтильной фигуры меня даже иногда путали с мальчиком, и так как я была рыжей и веснушчатой, постоянно дразнили. В тот момент произошел какой-то внутренний перелом, я поняла, что могу быть красивой. Позже, кстати, сыграла и Бабу-ягу, и все хохотали. А я впервые почувствовала энергетическую связь с залом и поняла, что мне очень нравится сцена.

— Родители не противились тому, чтобы вы стали актрисой?

— Нет. Мама сама была творческим человеком, окончила музыкальный институт, играла на скрипке и фортепиано, прекрасно пела и, как я узнала только на ее похоронах от маминых подруг и однокурсниц, в юности мечтала работать в Театре оперетты. Мечте о театре не суждено было сбыться, и в каком-то смысле мама реализовала ее через меня...

Папа по своей натуре был лирическим поэтом, но работал кем придется: водителем, охранником, и всю жизнь писал в стол, потому что стеснялся кому-то показывать свои стихи. Они были частично опубликованы уже после его смерти. Ушел он довольно рано.

Папа мной гордился и с удовольствием приходил в «Ленком». Очень хотел увидеть меня в роли Кончитты в «Юноне и Авось».

— У нас все спектакли с аншлагом, — говорила я, — не смогу тебя посадить.

— Не беда. Сделай мне «проходку», я постою, — и стоял весь спектакль.

На «Юнону и Авось» ходил несколько раз. Однажды мои знакомые, случайно оказавшиеся рядом, рассказали, как папа спросил их: «Знаете, кто играет Кончитту? Моя дочь».

Мама тоже мной гордилась. С ней случилась смешная история на спектакле «Женитьба Фигаро». Я в нем играла Фаншетту — свою первую роль в «Ленкоме», и это был мой дебют. Мама сидела близко к сцене, во втором ряду партера. В начале «Женитьбы Фигаро» в «Ленкоме» выходит хор. В его составе мама вдруг увидела свою однокурсницу и радостно вскрикнула:

— Лера!

Та в ответ закричала:

— Женя! Юганова! Я поняла — это твоя дочка у нас играет!

— Родители вас поддерживали. А почему вы решили поступать, не дожидаясь окончания школы?

— К концу десятого класса стало понятно, что дальше учиться я не смогу, с точными науками просто беда. Возможно, гормоны были виноваты, ветер гулял в голове. Когда я узнала, что начались показы в театральных вузах, решила проверить себя.

До третьего тура дошла почти везде. В Щепкинском училище сказали: «Вы нам нравитесь. Если пообещаете, что пойдете к нам, мы для вас оставим место» Ну, я и решила идти в «Щепку». Перед конкурсом попросили принести документы. Тут до меня вдруг дошло, что нести-то нечего. Где взять аттестат? Может, купить? Их тогда, как и дипломы, продавали в метро. Слава богу, умные люди меня остановили.

Когда пришла в училище, художественные руководители курса Виталий Николаевич Иванов и Владимир Михайлович Бейлис спросили:

— Куда ты пропала? Где документы?

— Да я еще не сдала экзамены за одиннадцатый класс...

Спасла меня Ольга Николаевна Бойцова, педагог по речи, предложившая взять девочку вольнослушателем, без стипендии: «На первом курсе она сдаст экзамены в школе, и мы ее нормально зачислим». Мама нашла экстернат, и я кое-как сдала все экзамены. Тем, что поступила в театральный вуз в 16 лет, нисколько не горжусь. Наверное, человек должен пройти все этапы, нормально окончить школу. Но «лишний» год дал очень много. Когда приходишь в театр совсем юной, это большое преимущество. И учиться мне было легче других: я во все верила, во все бросалась, была готова на любой эксперимент.

— Как же в семнадцать вы оказались на большой сцене?

— Иванов и Бейлис были режиссерами Малого театра, у них там шли спектакли, и для массовых сцен и танцев они привлекли много студентов. Я очень хотела поучаствовать в их костюмных исторических постановках, где были красивые платья, парики. Но меня никуда не взяли. Сказали: «Ты слишком маленькая по росту, и костюма на тебя нет».

Однажды подходит Иванов: «Хочу предложить тебе роль Герды в «Снежной королеве». Это был чудесный спектакль и мой любимый в Малом театре. Даже сейчас бегут мурашки, когда вспоминаю этот момент. Возможность играть главную роль на большой сцене была просто подарком судьбы.

На премьере я играла особенно вдохновенно, и в финале мои однокурсники вышли на сцену с двух сторон и подарили мне по букету роз. На мой взгляд, в этом не было ничего предосудительного, но в театре сочли, что дебютантка вела себя возмутительно. На авансцене находилась прима Малого театра, игравшая Снежную королеву, а девчонка выбежала вперед за букетами. Тогда я впервые узнала, что в театре существуют негласные правила и актеры не просто живут в образе и получают удовольствие на сцене.

В Малом была еще роль Белочки в спектакле «Сказка о царе Салтане». Меня на нее выбрали за небольшие габариты, потому что Белочку засовывали в специальную коробку, из которой торчала только ее голова. Вылезти самостоятельно я не могла, а спектакли иногда шли по три в день, особенно в новогодние праздники. Я стеснялась попросить о помощи других артистов и монтировщиков, поэтому обо мне часто забывали. Однажды уже практически потеряла надежду выбраться, когда наконец пришла уборщица. Она меня и вызволила.

— В студенческие годы вы ведь еще ухитрились сняться в турецком фильме «Balalayka»?

— Между вторым и третьим курсом, летом. Мне очень хотелось сниматься, и когда предложили роль в турецком проекте, я, конечно, согласилась. Это был очень интересный опыт. Во-первых, мы путешествовали по Грузии и Турции, от Батуми до курорта Кушадасы. А во-вторых, турки восхищались всем, что я делала, и я чувствовала себя гениальной актрисой. Им очень нравится школа Станиславского, хотя сами они играют по-другому, очень ярко. Постепенно под турецким влиянием и я начала так играть. Потом в российском кино пришлось перестраиваться на менее эмоциональную манеру.

— Кого же вы играли?

— Девушку-инвалида, у которой вместо ноги протез. Она украла иконы в церкви и едет в Турцию их продавать. Странный сюжет, но я в него не вникала. Компания собралась хорошая, мы прекрасно проводили время. Мою тетю играла Екатерина Редникова, и я с огромным интересом наблюдала, как она работала. Катя, конечно, мастер.

— Наверное, юной русской актрисе в Турции приходилось нелегко? Мужчины не давали проходу?

— На съемках у меня был роман с популярным турецким артистом. Даже не роман, а довольно серьезные отношения, мы оба думали, что это навсегда. Но по возвращении в Москву я узнала, что у мамы онкология, и все романтические мысли вылетели из головы.

— После окончания Щепкинского вас, наверное, должны были пригласить в Малый театр?

— А меня не пригласили. Сказали, недостаточно обаяния. В театре все непросто устроено. У нас преподавал Борис Клюев. На выпускном курсе он ставил дипломный спектакль «Варвары», в котором сначала поручил мне главную роль, а потом внезапно отдал ее моей однокурснице Виолетте Давыдовской. Когда я осмелилась спросить, в чем дело, Клюев ответил:

— Я считаю, что Виолетте эта роль будет полезнее.

— А почему мне она не полезна?

— Да потому что она будет играть героинь, когда выйдет отсюда, а ты — маленьких девочек, а потом перейдешь на комических старух.

После такого «пророчества» я сама не очень хотела в Малый. Считала, что, кроме Герды и Белочки, меня там ничего не ждет. Ну разве что старухи. Не верила в себя и хотела в какой-нибудь камерный театр с маленькой сценой.

Алла Юганова, Дмитрий Волков в спектакле «Шут Балакирев», 2008 год. Фото: Александр Стернин/Пресс-служба театра «Ленком Марка Захарова»

— Куда-то показывались?

— Почти во все театры. В результате выбрала Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. В «Ленком» попала случайно. Туда показывался мой однокурсник, и я ему просто подыгрывала. В тот день проходило вручение дипломов и выпускной в институте, и настроение у меня было соответствующее, легкое и радостное. В нашем отрывке я играла деревенскую девочку — обычно в простеньком платьице и босиком. А тут по случаю окончания института я была в красивом наряде и на каблуках, накрашенная, с прической. Так как в «Ленком» не стремилась, то чувствовала себя абсолютно свободно, даже какая-то наглость актерская проснулась. Видимо, поэтому Марк Анатольевич Захаров обратил на меня внимание.

Сразу после показа никакой реакции на наш отрывок не последовало, и поэтому, когда через какое-то время позвонили из режиссерского управления театра и попросили принести документы, я удивилась. В «Ленком» не спешила. Однажды звонит наш педагог Римма Гавриловна Солнцева:

— Алла, почему ты отказываешься от «Ленкома»?

— Я отказываюсь?!

— А почему туда не идешь?

— Да я же все равно ничего не буду там играть!

— Это еще неизвестно. И всегда можно уйти.

Дело ведь не в том, чтобы поступить в престижный театр, а быть в работе, чтобы сохранять тонус и форму. Когда пришла в «Ленком», меня пообещали ввести на роль Фаншетты в «Женитьбу Фигаро». Посмотрев спектакль, я испугалась. Это была «маленькая девочка», о которой говорил Клюев.

Как оказалось, до ввода было далеко. Почти год я практически ничего не делала и была уверена, что меня скоро выгонят из «Ленкома». У нас в театре есть класс, балетный станок и разминка на полу, я ходила только на него, у меня даже репетиций не было, и я очень переживала, что получаю зарплату и не работаю. Хотела даже отказаться от денег! Именно в этот период Владимир Грамматиков предложил сняться у него в сериале «Сибирочка».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валентина Панина. На чемоданах Валентина Панина. На чемоданах

Валентина Панина на подмостках уже пятьдесят два года

Караван историй
Как уговорить ребенка есть и что делать, если подростку не нравится его тело Как уговорить ребенка есть и что делать, если подростку не нравится его тело

Что делать с детьми, которые «ничего не едят»?

СНОБ
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Стадный инстинкт Стадный инстинкт

Что нам мешает быть объективными?

Лиза
Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса

Камбербэтч и я — нормальные Холмсы. Но лучший Шерлок Холмс в истории — русский

Коллекция. Караван историй
7 признаков того, что вас ждет развод 7 признаков того, что вас ждет развод

Если не работать с этими проблемами, они могут привести к разводу

Psychologies
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
От принтера и CD-диска до джедайского меча. Кто придумал лазер От принтера и CD-диска до джедайского меча. Кто придумал лазер

Как советские физики придумали первое лазерное устройство?

СНОБ
Азима Петра: Алексей Петренко. История любви Азима Петра: Алексей Петренко. История любви

Азима Петра поделилась историей любви с Алексеем Петренко

Коллекция. Караван историй
Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве

Банкротству Детройта в США исполнилось 10 лет

РБК
Зинаида Гиппиус. В поисках утраченной любви Зинаида Гиппиус. В поисках утраченной любви

Зинаида Гиппиус — декадентская мадонна

Караван историй
Верхний регистр Верхний регистр

Новый Exeed RX. Автомобиль, сыгранный по нотам

Автопилот
Дебютантки 2020 Дебютантки 2020

Девушки из очень хороших семей, которых «Татлер» выводит в свет

Tatler
Как мозг управляет иммунной системой при воспалениях и травмах Как мозг управляет иммунной системой при воспалениях и травмах

Как наш организм справляется с воспалениями и травмами?

ТехИнсайдер
Биржевые инвесторы и их классические ошибки Биржевые инвесторы и их классические ошибки

Разные финансовые инструменты: что необходимо учесть потенциальному вкладчику

Inc.
«Простоквашино», поехали! «Простоквашино», поехали!

Центры власти и стратегии выживания в одной нарисованной российской деревне

Weekend
Нелюбимые дети и патриархат: как в Ясной Поляне переосмысляют «Анну Каренину» Нелюбимые дети и патриархат: как в Ясной Поляне переосмысляют «Анну Каренину»

Как роман «Анна Каренина» пытаются критически переосмыслить сегодня?

Forbes
«У снобов имеется некий душевный надрыв». Отрывок из книги о Марселе Прусте и его главном романе «У снобов имеется некий душевный надрыв». Отрывок из книги о Марселе Прусте и его главном романе

Как Марсель Пруст критиковал светское общество

СНОБ
Сексуальная отзывчивость: что это такое и как влияет на отношения — улучшите взаимопонимание Сексуальная отзывчивость: что это такое и как влияет на отношения — улучшите взаимопонимание

Внимательность, заботливость партнера помогают поддерживать психическое здоровье

Psychologies
Один день в Иркутске Один день в Иркутске

Всего один день в Иркутске можно увидеть множество интересного!

Лиза
Карма и судьба: навсегда ли это или можно все изменить? Карма и судьба: навсегда ли это или можно все изменить?

Как душа получает свой опыт, и какую роль в этом играют звезды?

VOICE
Галина Киндинова: «Старики МХАТа не воспринимали нас как конкурентов» Галина Киндинова: «Старики МХАТа не воспринимали нас как конкурентов»

О своих педагогах актриса Галина Киндинова рассказала в нашем интервью

Коллекция. Караван историй
С какой скоростью растут наши волосы? С какой скоростью растут наши волосы?

Какие факторы влияют на скорость роста волос и как быстро растут волосы

ТехИнсайдер
«Сон — лекарство от голода»: как выживают женщины, лишенные своего дома «Сон — лекарство от голода»: как выживают женщины, лишенные своего дома

Глава из повести «Плавильная лодочка» — о судьбах женщин при депортациях

Forbes
Оценка социального воздействия кампании Фонда Хабенского | Social Impact Assessment of the Khabensky Foundation’s Campaign Оценка социального воздействия кампании Фонда Хабенского | Social Impact Assessment of the Khabensky Foundation’s Campaign

Как кампания Фонда Хабенского повлияла на канцерофобию в обществе?

Позитивные изменения
«Измены мужа — ответственность жены»? 6 причин мужской неверности «Измены мужа — ответственность жены»? 6 причин мужской неверности

Как быть? Давайте для начала разберемся, почему мужчины изменяют

Psychologies
Старомодная «Жанна Дюбарри»: какой получилась история любви Майвенн и Джонни Деппа Старомодная «Жанна Дюбарри»: какой получилась история любви Майвенн и Джонни Деппа

«Жанна Дюбарри»: история одной из самых известных куртизанок в истории

Правила жизни
Соцсети, которые взорвали Интернет и так же быстро сдулись Соцсети, которые взорвали Интернет и так же быстро сдулись

Рассказываем, куда и почему пропали MySpace, Google+, Periscope и Clubhouse

Maxim
Алмазный, стеклянный и каменный дожди: какие бывают осадки на других планетах Алмазный, стеклянный и каменный дожди: какие бывают осадки на других планетах

Состав дождя на других планетах может вас шокировать

ТехИнсайдер
7 аудиокниг для совместного прослушивания с детьми 7 аудиокниг для совместного прослушивания с детьми

Озвученные уютные произведения для семейных вечеров

СНОБ
Открыть в приложении