Иногда читаешь сценарий и думаешь: «Ну, авторы накрутили! Разве так бывает?»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Алла Юганова: «Была уверена, что Кончитту должна играть очень красивая актриса, а я самая обыкновенная...»

Почти год я практически ничего не делала и была уверена, что меня скоро выгонят из «Ленкома». У нас в театре есть класс, балетный станок и разминка на полу, я ходила только на него, у меня даже репетиций не было, и я очень переживала, что получаю зарплату и не работаю. Хотела даже отказаться от денег!

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Евгения Гущина/из архива А. Югановой

Среди молодых женщин нынче редко встретишь Аллу. Почему вам дали такое имя, в чью-то честь?

— Я родилась с ярко-рыжими волосами, практически алыми, вот мама и назвала меня Аллой. Моя сестра появилась на свет очень светленькой, поэтому стала Светланой. Такие у мамы были цветовые ассоциации.

Теперь даже не верится, что когда-то я была ярко-рыжей. Когда стала краситься, что-то произошло, и прежний цвет уже не вернулся. Время от времени я пыталась сменить «масть», но Марк Анатольевич Захаров, художественный руководитель театра «Ленком», где я служу много лет, видел меня только блондинкой и говорил: «Алла Сергеевна, вы не могли бы осветлиться?»

В какой-то момент, когда Марка Анатольевича уже не стало и не было ролей, к которым привязан блонд, я стала потихоньку «темнеть». Но несколько кинопродюсеров и кастинг-директоров попросили: «Пожалуйста, вернитесь в прежний цвет или хотя бы светло-русый, иначе мы не будем вас снимать». Это касалось телевизионных сериалов. Зато когда я перекрасилась в брюнетку, ко мне пришла необычная роль в полном метре, в фильме «Сторож», и было очень интересно поработать над непривычным материалом.

— Все же значительно чаще вы играете в телевизионных мелодрамах — наивных, милых, простодушных женщин. Вам близки такие героини?

— Знаете, когда я училась в Щепкинском, у меня были все больше комические или характерные роли. А я мечтала сыграть что-то пронзительное, трагическое, трепетное, где надо страдать, рыдать. Когда такое наконец-то стало приходить, я прямо не могла наиграться. И до сих пор с удовольствием работаю в мелодрамах и сопереживаю своим героиням.

Иногда читаешь сценарий и думаешь: «Ну, авторы накрутили! Разве так бывает?» А зрители пишут потом в социальных сетях: «Спасибо за прекрасный фильм! Со мной было то же самое!» В жизни есть место самым невероятным сюжетам. И съемки в телесериалах я воспринимаю как некую социальную миссию. Людям они нужны.

— Ваша собственная история похожа на красивую киносказку. Девочка из обычной семьи, будучи еще школьницей, поступила в один из самых престижных театральных вузов страны. В 17 лет вышла на сцену Малого театра. А в двадцать была принята в «Ленком», где стала одной из звезд труппы Марка Захарова. Об актерской профессии вы грезили с детства? Читали стихи перед гостями, выступали на детских праздниках?

— Сначала выступала перед гостями, потому что мама разучила со мной много песен и аккомпанировала на пианино. Она преподавала музыку в школе. А потом я записалась в кружок художественного слова в Доме культуры, где мы не только читали стихи и прозу, но и ставили спектакли. Однажды мне поручили роль Бабы-яги в новогодней сказке. В день премьеры заболела девочка, игравшая Снегурочку, и наша руководительница сказала: «Бабу-ягу я сыграю сама, а ты, Алла, будешь Снегурочкой». На меня надели костюм, причесали, реснички накрасили. Когда вышла на сцену, по залу разнесся шепот: «Какая красивая!» До этого я как-то себя не оценивала и не думала, что могу нравиться. В детстве из-за короткой стрижки и субтильной фигуры меня даже иногда путали с мальчиком, и так как я была рыжей и веснушчатой, постоянно дразнили. В тот момент произошел какой-то внутренний перелом, я поняла, что могу быть красивой. Позже, кстати, сыграла и Бабу-ягу, и все хохотали. А я впервые почувствовала энергетическую связь с залом и поняла, что мне очень нравится сцена.

— Родители не противились тому, чтобы вы стали актрисой?

— Нет. Мама сама была творческим человеком, окончила музыкальный институт, играла на скрипке и фортепиано, прекрасно пела и, как я узнала только на ее похоронах от маминых подруг и однокурсниц, в юности мечтала работать в Театре оперетты. Мечте о театре не суждено было сбыться, и в каком-то смысле мама реализовала ее через меня...

Папа по своей натуре был лирическим поэтом, но работал кем придется: водителем, охранником, и всю жизнь писал в стол, потому что стеснялся кому-то показывать свои стихи. Они были частично опубликованы уже после его смерти. Ушел он довольно рано.

Папа мной гордился и с удовольствием приходил в «Ленком». Очень хотел увидеть меня в роли Кончитты в «Юноне и Авось».

— У нас все спектакли с аншлагом, — говорила я, — не смогу тебя посадить.

— Не беда. Сделай мне «проходку», я постою, — и стоял весь спектакль.

На «Юнону и Авось» ходил несколько раз. Однажды мои знакомые, случайно оказавшиеся рядом, рассказали, как папа спросил их: «Знаете, кто играет Кончитту? Моя дочь».

Мама тоже мной гордилась. С ней случилась смешная история на спектакле «Женитьба Фигаро». Я в нем играла Фаншетту — свою первую роль в «Ленкоме», и это был мой дебют. Мама сидела близко к сцене, во втором ряду партера. В начале «Женитьбы Фигаро» в «Ленкоме» выходит хор. В его составе мама вдруг увидела свою однокурсницу и радостно вскрикнула:

— Лера!

Та в ответ закричала:

— Женя! Юганова! Я поняла — это твоя дочка у нас играет!

— Родители вас поддерживали. А почему вы решили поступать, не дожидаясь окончания школы?

— К концу десятого класса стало понятно, что дальше учиться я не смогу, с точными науками просто беда. Возможно, гормоны были виноваты, ветер гулял в голове. Когда я узнала, что начались показы в театральных вузах, решила проверить себя.

До третьего тура дошла почти везде. В Щепкинском училище сказали: «Вы нам нравитесь. Если пообещаете, что пойдете к нам, мы для вас оставим место» Ну, я и решила идти в «Щепку». Перед конкурсом попросили принести документы. Тут до меня вдруг дошло, что нести-то нечего. Где взять аттестат? Может, купить? Их тогда, как и дипломы, продавали в метро. Слава богу, умные люди меня остановили.

Когда пришла в училище, художественные руководители курса Виталий Николаевич Иванов и Владимир Михайлович Бейлис спросили:

— Куда ты пропала? Где документы?

— Да я еще не сдала экзамены за одиннадцатый класс...

Спасла меня Ольга Николаевна Бойцова, педагог по речи, предложившая взять девочку вольнослушателем, без стипендии: «На первом курсе она сдаст экзамены в школе, и мы ее нормально зачислим». Мама нашла экстернат, и я кое-как сдала все экзамены. Тем, что поступила в театральный вуз в 16 лет, нисколько не горжусь. Наверное, человек должен пройти все этапы, нормально окончить школу. Но «лишний» год дал очень много. Когда приходишь в театр совсем юной, это большое преимущество. И учиться мне было легче других: я во все верила, во все бросалась, была готова на любой эксперимент.

— Как же в семнадцать вы оказались на большой сцене?

— Иванов и Бейлис были режиссерами Малого театра, у них там шли спектакли, и для массовых сцен и танцев они привлекли много студентов. Я очень хотела поучаствовать в их костюмных исторических постановках, где были красивые платья, парики. Но меня никуда не взяли. Сказали: «Ты слишком маленькая по росту, и костюма на тебя нет».

Однажды подходит Иванов: «Хочу предложить тебе роль Герды в «Снежной королеве». Это был чудесный спектакль и мой любимый в Малом театре. Даже сейчас бегут мурашки, когда вспоминаю этот момент. Возможность играть главную роль на большой сцене была просто подарком судьбы.

На премьере я играла особенно вдохновенно, и в финале мои однокурсники вышли на сцену с двух сторон и подарили мне по букету роз. На мой взгляд, в этом не было ничего предосудительного, но в театре сочли, что дебютантка вела себя возмутительно. На авансцене находилась прима Малого театра, игравшая Снежную королеву, а девчонка выбежала вперед за букетами. Тогда я впервые узнала, что в театре существуют негласные правила и актеры не просто живут в образе и получают удовольствие на сцене.

В Малом была еще роль Белочки в спектакле «Сказка о царе Салтане». Меня на нее выбрали за небольшие габариты, потому что Белочку засовывали в специальную коробку, из которой торчала только ее голова. Вылезти самостоятельно я не могла, а спектакли иногда шли по три в день, особенно в новогодние праздники. Я стеснялась попросить о помощи других артистов и монтировщиков, поэтому обо мне часто забывали. Однажды уже практически потеряла надежду выбраться, когда наконец пришла уборщица. Она меня и вызволила.

— В студенческие годы вы ведь еще ухитрились сняться в турецком фильме «Balalayka»?

— Между вторым и третьим курсом, летом. Мне очень хотелось сниматься, и когда предложили роль в турецком проекте, я, конечно, согласилась. Это был очень интересный опыт. Во-первых, мы путешествовали по Грузии и Турции, от Батуми до курорта Кушадасы. А во-вторых, турки восхищались всем, что я делала, и я чувствовала себя гениальной актрисой. Им очень нравится школа Станиславского, хотя сами они играют по-другому, очень ярко. Постепенно под турецким влиянием и я начала так играть. Потом в российском кино пришлось перестраиваться на менее эмоциональную манеру.

— Кого же вы играли?

— Девушку-инвалида, у которой вместо ноги протез. Она украла иконы в церкви и едет в Турцию их продавать. Странный сюжет, но я в него не вникала. Компания собралась хорошая, мы прекрасно проводили время. Мою тетю играла Екатерина Редникова, и я с огромным интересом наблюдала, как она работала. Катя, конечно, мастер.

— Наверное, юной русской актрисе в Турции приходилось нелегко? Мужчины не давали проходу?

— На съемках у меня был роман с популярным турецким артистом. Даже не роман, а довольно серьезные отношения, мы оба думали, что это навсегда. Но по возвращении в Москву я узнала, что у мамы онкология, и все романтические мысли вылетели из головы.

— После окончания Щепкинского вас, наверное, должны были пригласить в Малый театр?

— А меня не пригласили. Сказали, недостаточно обаяния. В театре все непросто устроено. У нас преподавал Борис Клюев. На выпускном курсе он ставил дипломный спектакль «Варвары», в котором сначала поручил мне главную роль, а потом внезапно отдал ее моей однокурснице Виолетте Давыдовской. Когда я осмелилась спросить, в чем дело, Клюев ответил:

— Я считаю, что Виолетте эта роль будет полезнее.

— А почему мне она не полезна?

— Да потому что она будет играть героинь, когда выйдет отсюда, а ты — маленьких девочек, а потом перейдешь на комических старух.

После такого «пророчества» я сама не очень хотела в Малый. Считала, что, кроме Герды и Белочки, меня там ничего не ждет. Ну разве что старухи. Не верила в себя и хотела в какой-нибудь камерный театр с маленькой сценой.

Алла Юганова, Дмитрий Волков в спектакле «Шут Балакирев», 2008 год. Фото: Александр Стернин/Пресс-служба театра «Ленком Марка Захарова»

— Куда-то показывались?

— Почти во все театры. В результате выбрала Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. В «Ленком» попала случайно. Туда показывался мой однокурсник, и я ему просто подыгрывала. В тот день проходило вручение дипломов и выпускной в институте, и настроение у меня было соответствующее, легкое и радостное. В нашем отрывке я играла деревенскую девочку — обычно в простеньком платьице и босиком. А тут по случаю окончания института я была в красивом наряде и на каблуках, накрашенная, с прической. Так как в «Ленком» не стремилась, то чувствовала себя абсолютно свободно, даже какая-то наглость актерская проснулась. Видимо, поэтому Марк Анатольевич Захаров обратил на меня внимание.

Сразу после показа никакой реакции на наш отрывок не последовало, и поэтому, когда через какое-то время позвонили из режиссерского управления театра и попросили принести документы, я удивилась. В «Ленком» не спешила. Однажды звонит наш педагог Римма Гавриловна Солнцева:

— Алла, почему ты отказываешься от «Ленкома»?

— Я отказываюсь?!

— А почему туда не идешь?

— Да я же все равно ничего не буду там играть!

— Это еще неизвестно. И всегда можно уйти.

Дело ведь не в том, чтобы поступить в престижный театр, а быть в работе, чтобы сохранять тонус и форму. Когда пришла в «Ленком», меня пообещали ввести на роль Фаншетты в «Женитьбу Фигаро». Посмотрев спектакль, я испугалась. Это была «маленькая девочка», о которой говорил Клюев.

Как оказалось, до ввода было далеко. Почти год я практически ничего не делала и была уверена, что меня скоро выгонят из «Ленкома». У нас в театре есть класс, балетный станок и разминка на полу, я ходила только на него, у меня даже репетиций не было, и я очень переживала, что получаю зарплату и не работаю. Хотела даже отказаться от денег! Именно в этот период Владимир Грамматиков предложил сняться у него в сериале «Сибирочка».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
За что подростки уважают взрослых За что подростки уважают взрослых

Опрос среди юношей и девушек от 14 до 22 лет: за что можно уважать взрослых

СНОБ
Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса

Камбербэтч и я — нормальные Холмсы. Но лучший Шерлок Холмс в истории — русский

Коллекция. Караван историй
Почему Том Круз сам делает трюки на съемках? Гайд по безумию актера Почему Том Круз сам делает трюки на съемках? Гайд по безумию актера

Том Круз ломал конечности и мог погибнуть на съемках

Maxim
Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!» Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»

«Когда дел так много, иногда ощущаю себя "мамой-осьминожкой"»

Караван историй
80 процентов детских смертей в Африке и Южной Азии оказались предотвратимы 80 процентов детских смертей в Африке и Южной Азии оказались предотвратимы

82,3% смертей детей в Африке и Южной Азии эксперты признали предотвратимыми

N+1
Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение» Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение»

Мне всегда было очень важно, чтобы и на работе, и дома меня окружали родные души

Караван историй
Со сцены – на грядки. 7 звезд – заядлых огородников и один король Со сцены – на грядки. 7 звезд – заядлых огородников и один король

Кто из знаменитостей любит работать в саду?

Лиза
Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам» Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам»

Вдова актера Вадима Спиридонова — о том, каким он был в жизни

Коллекция. Караван историй
Ехать нельзя остаться Ехать нельзя остаться

Как отлично провести время в отпуске дома?

Лиза
Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был» Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историй
Свобода лучше, чем несвобода Свобода лучше, чем несвобода

Анджела Дэвис почти полвека остаётся иконой борьбы с несправедливостью

Дилетант
Виктория Лановская. Несколько жизней Александра Абдулова Виктория Лановская. Несколько жизней Александра Абдулова

Александр Абдулов, баловень жизни, любимец женщин, удачливый известный актер

Коллекция. Караван историй
Покупка подержанного MINI Countryman. Стильно, модно и надёжно Покупка подержанного MINI Countryman. Стильно, модно и надёжно

Зачем вам покупать подержанный MINI Countryman?

4x4 Club
4 кризиса брака: когда ждать и как преодолеть — мнение психолога 4 кризиса брака: когда ждать и как преодолеть — мнение психолога

Когда в семьях чаще всего случаются кризисы?

Psychologies
Диджитализация романтики: как искусственный интеллект изменил знакомства и отношения Диджитализация романтики: как искусственный интеллект изменил знакомства и отношения

Как нейросети помогают тем, кто боится или не умеет знакомиться?

Forbes
Комедия «Мое преступление»: как Франсуа Озон нежно высмеивает движение #Metoo Комедия «Мое преступление»: как Франсуа Озон нежно высмеивает движение #Metoo

Какой получилась комедия «Мое преступление» Франсуа Озона

Forbes
Вернуть связь. 7 шагов навстречу друг другу Вернуть связь. 7 шагов навстречу друг другу

Каникулы – отличное время, чтобы восстановить связь с ребенком

Новый очаг
Навстречу теплым берегам Навстречу теплым берегам

Даже на обычной даче можно создать атмосферу Средиземноморья

Лиза
Аудизм: почему мы так мало знаем о том, как на самом деле живут слабослышащие люди Аудизм: почему мы так мало знаем о том, как на самом деле живут слабослышащие люди

Как, разрушив стереотипы, прийти к понимаю между глухими и слышащими?

Forbes
«Вижу цель, не вижу препятствий»: 6 шагов, чтобы довести дело до конца, — руководство психолога «Вижу цель, не вижу препятствий»: 6 шагов, чтобы довести дело до конца, — руководство психолога

Как добиться всего, о чем мы мечтаем?

Psychologies
Алкогольная депрессия: как распознать проблему — объяснение нарколога Алкогольная депрессия: как распознать проблему — объяснение нарколога

Тревожные звоночки, когда алкоголь высасывает радость, а не приносит её

Psychologies
«Все заменить невозможно»: дефицит каких ветеринарных препаратов ожидает Россию «Все заменить невозможно»: дефицит каких ветеринарных препаратов ожидает Россию

На рынке препаратов для домашних животных ситуация действительно напряженная

Forbes
Сразу не заметишь Сразу не заметишь

5 неочевидных симптомов, которые указывают на хронический стресс

Лиза
Мама перепутает! 10 двойников звезд, которых не отличишь от оригинала Мама перепутает! 10 двойников звезд, которых не отличишь от оригинала

Некоторые охотно пользуются сходством со звездой

VOICE
Цирк не для детей и кинетическое искусство: что нужно знать о художнике Александре Колдере Цирк не для детей и кинетическое искусство: что нужно знать о художнике Александре Колдере

О крошечном цирке и проволочных портретах Александра Колдера

Правила жизни
Пикап JAC T6 будет выходить под маркой Sollers Пикап JAC T6 будет выходить под маркой Sollers

Рабочий пикап JAC T6 не собирается участвовать в конкурсах красоты

4x4 Club
5 одиночных фэнтезийных романов: для тех, кто устал от длинных циклов 5 одиночных фэнтезийных романов: для тех, кто устал от длинных циклов

Одиночные романы тоже могут не на шутку захватывать и дарить множество эмоций

Maxim
Мимикрия: 15 примеров животных, которые скрывают свою истинную сущность Мимикрия: 15 примеров животных, которые скрывают свою истинную сущность

Козырём в рукаве можно назвать мимикрию — способность маскироваться

ТехИнсайдер
Температура плавления: как пережить жару и избежать теплового удара? Температура плавления: как пережить жару и избежать теплового удара?

Как легче переносить высокие температуры без вреда для здоровья

Правила жизни
Открыть в приложении