«Автомобиль — смесь практичности и эмоциональной покупки»
Ирина Зеленцова — операционный директор российского офиса Suzuki. Считайте — второй человек в компании. Секретом своего личного успеха и особенностями работы в японской компании Ирина поделилась с ОK!
Ира, знаете, я очень часто наблюдаю такую историю: известная актриса рекламирует крем из масс-маркета, которым сама точно не пользуется. Или убеждает нас, что одевается в магазине эконом-класса… Вот мне интересно, вы ездите на автомобиле Suzuki?
Да, на Vitara, оранжевой с белой крышей.
Какой это по счету автомобиль у вас?
Второй. До этого у меня был SX4, потом я его поменяла на Vitara, но это мой личный. На работе, понятное дело, тоже все машины марки Suzuki. Мой ребенок — фанат Suzuki, поэтому она мне не разрешает ни на чем другом ездить. (Смеется.)
Вас представляют как некий феномен: женщина — топ-менеджер в японской компании. Многие когда-то смотрели фильм и читали книжку Амели Нотомб «Страх и трепет». Так что примерно представляем, как это может быть непросто. Каков ваш личный секрет?
Не знаю, мне кажется, повезло отчасти, что это Suzuki. Да, понятно, что и страх, и трепет, но здесь никогда, с момента моего прихода на работу, я не чувствовала никаких предубеждений по поводу того, что я женщина и я не японка. Я пришла в компанию на должность специалиста, а затем... Может быть, потому что росла в компании, постепенно добавлялись обязанности, и авторитет, в хорошем смысле слова, тоже нарабатывался. По факту, я не чувствовала никогда никаких ограничительных факторов для своего роста. Suzuki — достаточно компактная компания по сравнению с какими-то монстрами, семейная и поэтому с таким человеческим отношением ко всем сотрудникам. Секрет мой личный? Наверное, в том, что мне очень нравится то, чем я занимаюсь, и всегда нравилось. Я росла от логистики постепенно в продажи, потом в маркетинг, затем послепродажное обслуживание, административная часть — всё это нанизывалось как бусинки на ниточку, поэтому вполне логично, без всяких каких-то революционных потрясений я, в хорошем смысле, эволюционировала здесь.
То есть трудолюбие и, что особенно ценно в азиатских компаниях, уважение к бренду — когда ты приходишь в компанию и работаешь там от начала…
Да, уважение и в какой-то степени даже любовь. Я очень люблю Suzuki — и этого не скрываю. Я очень уважительно отношусь и к коллегам, и к штаб-квартире, и ко всем гостям, которые сюда приезжают из Японии. Каждый раз стараюсь понять и объяснить, почему такие шаги были сделаны. Не оправдывая, но объясняя с должным пониманием и уважением к культуре и семейственности. Все наши гости или генеральные директора абсолютно разные, со своим подходом, со своими особенностями, со своим видением.
Что вы имеете в виду?
Директора ведь у нас меняются с завидной регулярностью, согласно бизнес-тактике компании, — каждые три года. Это всегда люди из разных поколений, с разным опытом, с разным видением, с разным подходом к ведению бизнеса, разным стилем, манерой. Это и сложно (каждый раз как в первый класс), и интересно одновременно. Такое вот обнуление происходит раз в три года.
А насколько сильно влияние японского офиса на ваш? Есть же такая фраза — «бизнес по-русски». Вот когда ты в компании вроде как иностранной, но не находишься на ее территории, тебе всё равно приходится…
...адаптироваться к культуре, к манере ведения бизнеса.
Что было самым сложным? К чему было адаптироваться сложнее всего?