«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Бесконечные согласования и правки, неуважительное отношение менеджеров, хаос и конфликты — у каждого бизнеса бывают непростые заказчики, после общения с которыми хочется уехать в лес и даже уволиться. Расскажу, как сразу определить, что клиент сложный, когда лучше отказаться от проекта и как вести себя, если все же согласились сотрудничать.
Есть несколько «ред флагов», которые могут еще на старте указать на потенциальные проблемы с клиентом.
Диагностика проблемы
Сигнал № 1: с вами общаются заказчики, у которых нет непосредственных полномочий утверждать проект

То есть не ЛПР — не лица, принимающие решения. Особенно это распространено в небольших компаниях, где финальное решение все равно принимает собственник. Например, вы работаете с маркетологом, а итог согласует владелец или его жена, которые могут попросить полностью переделать уже финальную версию. Менеджер по факту ничего не решает, только переносит бумажки и форвардит файлы.
Сигнал № 2: клиент не эксперт, но вам не доверяет
Опыт показывает, что это — самая большая боль. Начинаются споры, конфликты, сложности в коммуникации. К тому же, заказчик может пытаться сэкономить на всем: «А давайте тут еще 100 тысяч срежем». А потом удивляется: «А почему так неудобно?»
С крупными клиентами, как правило, работать проще: там есть структура, понимание, ответственность, бюджеты. Они обычно знают, что хотят получить, и вместе у вас складывается тандем.
В итоге, «дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого». Он отнимает столько же, а иногда и больше времени, чем крупный, а денег и удовольствия от проекта — в разы меньше.