Пасьянс для двоих
Что стоит за результатами первого тура президентских выборов на Украине. И как на них реагируют украинцы
Подсчет итогов первого тура голосования по выборам президента Украины растянулся на несколько дней, но точные цифры с долями процентов интересовали разве что узких экспертов. Рядового украинского избирателя волновали вопросы другие. На них и постараемся ответить.
Победа Зеленского?
И да, и нет. Более 30 процентов голосов избирателей и почти двукратное отставание основного соперника — это, конечно, впечатляет. Однако следует понимать: этот результат не столько свидетельство эффективности команды Зеленского, сколько свидетельство неконкурентоспособности всех без исключения политиков старого, домайданного, образца.
Зеленский ведь, по сути, не самостоятельный политический проект, а наскоро слепленный символ украинского протеста «против всех». Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на опросы по поводу так называемого второго выбора его сторонников — за кого они голосовали бы, если б Зеленский в последний момент отказался от участия в выборах. (В качестве опорного материала используем результаты исследования группы «Рейтинг», проведенного в конце марта 2019 года.) У приверженцев «старых» политиков есть некая ясность. К примеру, те, кто симпатизирует Тимошенко, колебались только между Гриценко и Ляшко, и понятно почему: с первым их роднит «евроатлантическая» и национал-либеральная риторика, со вторым — протестный настрой и склонность к популизму. Подавляющее большинство сторонников Юрия Бойко, который ратует за возобновление связей с Россией, пошли бы голосовать за Александра Вилкула, тоже настаивающего на переговорах с Россией. И наоборот: вилкуловцы предпочли бы Бойко, ведь оба этих политика из одного проекта, условной «Партии регионов», только без Януковича. При этом среди тимошенковцев практически нет тех, кто был бы готов поддержать Бойко или Вилкула: они совсем другие.
У Зеленского же такой определенности нет. Снимись он с выборов, его избиратели разбрелись бы кто куда: 10 процентов ушли бы к Бойко и Вилкулу, 12 — к Тимошенко, еще 10 — к Гриценко или Смешко. Иными словами, у электората Зеленского нет своего лица и своих целей. Под знамена шоумена собрались и экссторонники Юлии Владимировны, разочаровавшиеся в ней; и бывшие сторонники «регионалов», которые теперь не желают голосовать ни за один из осколков «Партии регионов»; и даже те, кто в 2014 году верил в Порошенко — и тоже не получил того, что ожидал.
Поэтому, если рассматривать Зеленского как человека, призванного удовлетворить извечный украинский запрос на новые лица, то он оказывается далеко не так успешен: всего-то 30 процентов! Протестный электорат легко собрать, но также легко его и потерять. И это вполне может случиться не то что до парламентских выборов, а даже до второго тура выборов президентских!
Так что главный итог первого тура: ни один «старый» политик не смог использовать почти всеобщее недовольство граждан ситуацией в стране. Ни один не смог на волне этих настроений восстановить свое прежнее влияние. Поэтому те, кто хочет хоть чего-то нового, даже если это новое весьма невнятно, прибились к вовремя появившемуся Зеленскому. Вот и вся заслуга этого победителя.
Поражение действующего президента?
Да. Но не столько его, сколько той идеологии, которую он использовал. Порошенко сделал лейтмотивом своей кампании милитаризованный патриотизм, национализм и политическую русофобию — начиная с предвыборного слогана «Армия, язык, вера» и заканчивая общей тональностью его выступлений в ходе предвыборного тура, в которой тема угрозы российской агрессии и готовности этой угрозе противостоять была центральной. И результаты, полученные Петром Алексеевичем, явно показывают: нет, это не сработало.
Реальный уровень поддержки этих идей — даже не 16 процентов, которые получил нынешний глава страны в первом туре, а куда меньше. Не следует забывать: провластный электорат далеко не всегда состоит из искренних сторонников власти. Здесь есть и «рефлекторные лоялисты», поддерживающие престол порядка ради; и «люди подневольные» — в первую очередь бюджетники, опасающиеся голосовать иначе; есть, наконец, те, кто купился на щедро рассыпаемые Порошенко перед выборами подачки.
Выдвинув лозунг «Порошенко или Путин» и получив столь скромный результат, действующий президент Украины поставил своих единомышленников в весьма неловкое положение. И они, кажется, теперь вполне осознали, что внезапно оказались в стране, которую привыкли считать своей, в роли меньшинства. Истерическая их реакция на результаты выборов это подтверждает.