Не переходя на наличность
70 лет назад родился инструмент, который изменил то, как мы тратим деньги,— кредитная карта. А в нынешнем году, на фоне пандемии, стало очевидно: главному конкуренту кредиток — бумажным деньгам и вовсе может прийти конец
Вообще-то директор кредитной компании Hamilton Credit Corporation Фрэнк Макнамара придумал кредитки в 1949 году, и легенда связывает это прозрение с неудачным походом в ресторан. История общеизвестна: Фрэнк не смог расплатиться за обед, так как забыл бумажник, но сама эта неловкая ситуация натолкнула его на одну мысль. Что если выпустить карты, которые можно использовать для расчета в ресторанах, даже если денег с собой нет? Так появился знаменитый Diners Club, членам которого и стали выдавать такие карты. Рассчитываться приходилось уже по итогам месяца, и не с самими ресторанами, а непосредственно с клубом. Сам он официально открылся годом позже, в 1950‑м,— отсюда и нынешний юбилей. Впрочем, до Макнамары идея таких карт носилась в воздухе (достаточно вспомнить специальные монеты, брелоки и даже жетоны, наподобие военных, позволявшие постоянным клиентам крупных магазинов делать покупки в кредит), так что конкурентов у этой даты множество.
А вот еще одна занятная версия рождения кредиток.
— Поговаривают, что идея Diners Club была позаимствована из японского опыта,— говорит Александр Пушко, замдиректора Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ.— После войны в Японии широко применялась карточная система, конечно, это не была электронная система — речь о карточках с записями, проще говоря, о бумажных носителях. Однако суть этой идеи осталась неизменной. Оцените, как далеко с тех пор шагнул прогресс: сегодня любые транзакции выполняются с любого места и любого технического устройства, даже сами карты уже можно не носить с собой — все в вашем смартфоне.
Но вернемся к истории: мир не собирался так легко переходить на карты, пока Банк Америки в 1958 году не стал просто… рассылать их клиентам в городке Фресно (Калифорния), лимит по каждой был, в пересчете на сегодняшние деньги, порядка 5 тысяч долларов. Инициатива выстрелила не сразу, а преступники даже приноровились вытаскивать карты из почтовых ящиков. И все же именно эта «веерная рассылка» позволила заинтересовать людей новым финансовым инструментом: расчет был еще и на то, что карточки ассоциировались с элитным потреблением. Как тут не клюнуть? Впрочем, окончательное решение карточного вопроса случилось еще позже, с развитием технологий. И эта историческая страница тоже полна легенд. Ну, к примеру, говорят, что магнитная лента (привычный атрибут любой карточки) родилась благодаря жене разработчика из IBM Форреста Пэрри, Доротее. Она, мол, предложила мужу провести по ленте раскаленным утюгом, чтобы та приклеилась к карточке, и это сработало.
До России изобретение добралось лишь в 1990‑х, известна даже дата первой транзакции — 21 сентября 1991 года. Именно в этот день в «Калинке-Стокманн» на Павелецкой с помощью карты Visa были куплены блок сигарет Marlboro и упаковка пива Heineken (подробнее см. «Коммерсантъ Деньги» № 24 за 2001 год). Условия использования первой отечественной банковской карты однозначно показывали — перед нами премиальный продукт: первоначальный взнос — 10 тысяч долларов, страховой депозит — еще 10 тысяч, годовое обслуживание — 100 долларов, за снятие наличных комиссия 3 процента, за покупки в торговой сети — 1 процент. И все же именно так Россия приобщилась к мировой финансовой моде.