Ловушка бедности
На минувшей неделе был опубликован седьмой ежегодный рейтинг российских регионов по качеству жизни. Разрыв между уровнем благоденствия в разных «уголках страны» — в разы. Преодолеть его — не получается
Рейтинг показывает: жить на Руси лучше всего в Москве, а хуже всего — в Туве. И различие между лидером и аутсайдером за последние семь лет только увеличилось. Если в 2013 году Тува получила в рейтинге регионов 19,10 балла, а Москва — 74,17, то в этом году соответственно 16,20 и 77,31 балла. Разница почти в 5 раз. По сравнению с 2013 годом в рейтинге практически нет изменений: богатые регионы стали еще богаче, бедные — беднее, и разрыв между ними увеличивается.
На самом деле, неравенство регионов в России даже более значительное. В докризисном, 2011 году компания ФБК («Финансовые и бухгалтерские консультанты») сравнила сильные и слабые регионы в России и ряде стран Европы и США по выработке валового регионального продукта на душу населения (более поздних исследований по этому теме, к сожалению, не было). Если в развитых странах это различие тогда составляло 3–5 раз, то в России — 25 раз. Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК, объясняет причину этого огромного разрыва: «У нас сложилась вот такая межбюджетная политика, я называю ее „унитарным федерализмом“. Суть в том, что до 70% всех собираемых доходов регионов сначала отправляются в федеральный центр, а 30 остаются на местах. Регионам достается подоходный налог, часть налогов на прибыль и налог на имущество, часть акцизов и пр. Понятно, что для Ханты-Мансийского округа и Костромской области это дает неодинаковые результаты из-за существенных различий в налоговой базе. Потом федеральный центр частично перераспределяет поступившие доходы в виде межбюджетных трансфертов (в основном на социальную сферу) по регионам. Больше достается тем, у кого мало денег. К выравниванию уровня жизни это не приводит. Зато регионы становятся все более зависимыми от центра. И в центре укрепилось убеждение, что это лучший способ управления страной».
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем, говорит: «Федеральный бюджет стал для России „подателем благ земных“, как говорили в старину. Сейчас он в 2 с половиной раза больше, чем все региональные бюджеты вместе взятые». Для обслуживания такой системы распределения благ, продолжает эксперт, требуется огромный чиновничий аппарат (у него есть и другие причины для роста). Он ничего не производит, кормится (и неплохо), по сути, с того же распределения. Можно, конечно, утешаться тем, что постоянный рост зарплат высокопоставленных чиновников стимулирует рост доходов и других категорий граждан. Но утешение достаточно слабое: всерьез «работает» только в тех регионах, которые благополучны и составляют в рейтинге группу лидеров. Средняя зарплата в Москве, например, в минувшем январе составила 91 815 рублей, хотя еще в ноябре 2018-го она была 78 946 рублей. Как говорит Дмитрий Журавлев, средняя зарплата в столице определяется по заработку машиниста метро. И спору нет, это отрадно, что показатели растут.
Хотя и тут не все однозначно. Как отмечает один из экспертов, «в столице различие доходов между бедными и богатыми достигло 1:100». То есть тот разрыв в качестве жизни, который каждый год фиксирует рейтинг регионов, явлен и в столице, причем в весьма ощутимом виде.