Хирокадзу Корээда — о бедности, богатстве и семейных ценностях

ОгонёкКультура

«Каждая история начинается с пробела»

Главную награду на 71-м Каннском кинофестивале — «Золотую пальмовую ветвь» — получил японский режиссер Хирокадзу Корээда за семейную драму «Магазинные воришки». Обозреватель «Огонька» расспросила победителя о социальных истоках его картины

Беседовала Татьяна Розенштайн, Канн

Поддельная семья неподдельно счастлива (кадр из фильма «Магазинные воришки»). Фото: Aoi Promotion

Отец и сын Сибата воруют мелочь в супермаркете, бабушка сидит с малышами, мать семейства работает в химчистке, старшая сестра — в пип-шоу… На обратном пути воришки находят на помойке брошенную девочку и решают ее оставить в семье. Живут они небогато, но дружно, новый член семьи также не чувствует себя обделенным. Зритель вскоре расслабляется, но не все так просто. Однажды, после поимки юного преступника, выясняется, что вся семья — поддельная, отец и мать — любовники, на совести которых вдобавок еще и убийство. Никто тут никому не родня, и объединились они лишь ради экономической выгоды (жили на бабушкину пенсию). Что касается детей, то все они когда-то были брошены своими настоящими родителями и в поддельной семье чувствовали себя гораздо более счастливыми. В преступной, по сути, семье царят счастье и любовь. Парадоксальная работа Корээды более всего напомнит российскому зрителю сюжет про «Юрия Деточкина на японский лад». О том, что именно хотел сказать своей картиной режиссер, «Огонек» расспросил автора лично.

— Это правда, что на написание сценария вас натолкнула заметка, прочитанная в газете?

— Действительно это так. В газетах писали, что некоторые японские семьи получали пенсии за своих давно умерших родителей. Помню, когда я читал об этом, меня посещала одна и та же мысль: что лишь преступления способны по-настоящему объединить людей. Конечно, подобные случаи резко критикуются в японском обществе и справедливо осуждаются. Однако меня удивляет, почему люди так агрессивно реагируют на мелкие нарушения, когда в обществе происходят гораздо более серьезные преступления, которые остаются безнаказанными. Меня удивляет, как часто мы защищаем формальности, отдаем дань условностям, решаем поверхностные проблемы, забывая о фундаментальных. Ни для кого не секрет, что такой социальный институт, как семья, в японском обществе перестает иметь высокий статус, как было прежде. Мне всегда хотелось верить, что семья по-прежнему объединяет людей, эмоционально и духовно близких друг другу. Однако в реальности муж и жена в японской семье нередко ведут двойную жизнь и умалчивают об этом. Бог знает, зачем они живут вместе — если только не принимать во внимание все выгоды этого предприятия: финансовую сторону дела или дань банальной традиции, согласно которой женитьба и замужество означают повышение твоего социального статуса. И тем не менее японцы продолжают говорить о важности семейных уз. Мне хотелось исследовать эту тему, понять, за что люди по-настоящему ценят семью и каким образом члены семьи вовлекаются в криминальную деятельность.

— Ваша картина — о рабочем, который из-за нехватки средств вынужден подворовывать в магазинах. Воровать он ходит как на работу — со списком товаров, составленным всей семьей. Его сопровождает маленький сын, вполне освоивший отцовское ремесло. Этот фильм довольно необычен для массового представления о японском обществе: в японских фильмах чаще всего рассказывают о таких качествах, как честность, надежность, порядочность…

— Вы правы, тема воровства необычна для японского кинематографа. Она разрушает привычные представления о стране и ее жителях. Недавно мой фильм вышел в Японии, и местные СМИ подвергли его резкой критике. Но в Японии есть воры. Там тоже случаются кражи. Зачем об этом молчать? Мой фильм также раскритиковали за то, как я показываю в нем детей. Маленький мальчик, вместо того чтобы посещать школу, ходит воровать. А девочка, которую герои голодной и почти замерзшей находят на улице, на самом деле безразлична для своих настоящих родителей. И это далеко не новая проблема для сегодняшней Японии, где множество детей, которых оставили без внимания или используют в корыстных целях. Два критических пункта, которые отмечают японские СМИ, имеют лишь косвенное отношение к моему фильму. В нем речь идет прежде всего о людях, отверженных обществом и системой. Действие моей картины происходит в центре Токио, она повествует об одной конкретной семье, которая страдает от бедности и способна выжить, только совершая кражи. В конце фильма зрителю удастся узнать всю правду об этой семье и о том, кто на самом деле эти люди. Мне бы не хотелось заранее раскрывать карты. Однако зритель должен понять, что члены этой семьи

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Станция Старшенбауманская Станция Старшенбауманская

Женщина, которую мы любим

Esquire
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
«Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин «Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин

Чем суфражистка Сьюзен Энтони может вдохновить современных активисток?

Forbes
«Со мной может случиться только плохое»: 4 признака, что вы попали в ловушку вечного пессимизма «Со мной может случиться только плохое»: 4 признака, что вы попали в ловушку вечного пессимизма

Что такое эффект синей точки и почему он высасывает радость из нашей жизни?

Psychologies
По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи

Как организовывали императорские и городские балы в XIX и XX веках?

Forbes
Только не перезванивайте: 5 простых способов, как узнать, кто звонил с неизвестного номера Только не перезванивайте: 5 простых способов, как узнать, кто звонил с неизвестного номера

Как понять, что с незнакомого номера звонит злоумышленник?

ТехИнсайдер
Кофе и нейросети: какую роль играет ИИ в привлечении зумеров при кадровом дефиците Кофе и нейросети: какую роль играет ИИ в привлечении зумеров при кадровом дефиците

Как в борьбе за таланты генеративный ИИ становится ключевым инструментом

Forbes
Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских? Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских?

Что собой представляет фольклор Азии и как он отражается в современной культуре?

Правила жизни
В каком ухе шумит В каком ухе шумит

Болезнь совершенно безобидная? Врачи предупреждают: с детским отитом шутки плохи

Лиза
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3 Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3

Починить автомобиль по страховке часто невозможно из-за самих страховщиков

РБК
Банковский блок Банковский блок

Юристы пожаловались на трудности в международных арбитражах из-за банков

Ведомости
Меланжевые войны Меланжевые войны

Выгодно ли превращать ресурсы в оружие

N+1
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах? Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах?

Что может стать причиной разрыва для долгого союза?

Psychologies
Открыть в приложении