Фестиваль студенческих театров в Москве

ОгонёкКультура

«Ищем братьев по разуму»

С 20 по 24 августа в Москве пройдет XII Всемирный конгресс международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA) и московский международный фестиваль университетских и молодежных театров. Представитель России в AITU-IUTA и организатор конгресса — московский театр МОСТ

Беседовала Елена Мостовщикова

Сцена из спектакля «4 Любы. Оттепель». Театр МОСТ. Фото: PR служба театра МОСТ

О феномене студенческих театров «Огонек» поговорил с актером театра МОСТ, представителем России в руководстве Международной ассоциации университетских театров AITU-IUTA Анатолием Сафронихиным и директором театра МОСТ Ириной Большаковой.

— Как рождаются и взаимодействуют друг с другом студенческие театры из разных стран? Это постоянное движение или «случайные встречи»?

Анатолий Сафронихин: Студенческие театры никто не насаждает сверху. Они, как правило, сами возникают, развиваются и начинают искать «братьев по разуму» по всему миру. Этот процесс носил разрозненный характер, пока в 1992 году директор Студенческого театра МГУ Ирина Большакова не выступила с идеей объединения университетских театров в международное сообщество. Так как в те годы частные международные контакты в нашей стране были еще проблематичны, она обратилась за помощью в Союз театральных деятелей России и нашла там поддержку. Вскоре в Москве состоялась международная конференция на эту тему, а спустя два года руководитель Королевского театра Льежского университета (Бельгия) Робер Жерме создал Международную ассоциацию университетских театров.

— Как появилась идея объединения студенческих театров?

Ирина Большакова: После того как мы побывали на международном фестивале «Русской драмы» в Чехословакии в 1987 году. Он нас ошеломил. Когда я узнала, какое количество студенческих фестивалей в Чехословакии, мне стало обидно — у нас ничего подобного не было! Захотелось исправить это положение. Уже в 1990 году при поддержке Российского центра AITA и на базе Студенческого театра МГУ мы смогли провести первый Московский международный фестиваль студенческих театров. А идея ассоциации возникла позже. Самым ярким впечатлением того времени стали поездки на знаменитый Эдинбургский фестиваль «Фриндж», в его каталоге значилось 537 театров! На первом московском фестивале в 1990 году Джейн Вард, молодой продюсер из Великобритании, увидев наш спектакль-кабаре «Синие ночи ЧеКа», пригласила нас в Эдинбург. Мы играли там 20 дней подряд, успех невероятный. А в 1992 году, в наш второй приезд на «Фринжд», мы познакомились с театром Эдинбургского университета. После общения решено было, что режиссер Тоби Гоф приедет в Москву и поставит с объединенным актерским составом «Бурю» Шекспира! Спектакль был сыгран всего несколько раз, но эта история показала многое. Главное — на каком уровне самоотдачи, энтузиазма и сумасшедшей фантазии могут работать студенческие труппы. На этом эмоциональном фоне и возникло желание объединить возникающие связи в систему.

«Как пришла любовь к Хуану Тамаду». Студенческий театр Tanghalang, Филиппины. Фото: PR служба театра МОСТ

— Что дает студенческим театрам участие в международном движении? Насколько масштабно это движение? Как часто проходят встречи?

А.С.: Ассоциация дает участникам информацию о фестивалях и конференциях, а студенческие театры получают отзывы, оценки и советы критиков и зрителей. Созданная в 1994 году AITU-IUTA на данный момент объединяет коллективы из более чем 50 стран и каждые два года собирает всемирный конгресс. Нынешний конгресс в Москве проводится и при поддержке Фонда президентских грантов, и Департамента культуры города Москвы. Заявки на участие в XII Всемирном конгрессе подали Канада, Бельгия, Франция, США, Колумбия, Италия, Великобритания, Филиппины, Мексика, Россия, Марокко, Турция, Аргентина, Эквадор, Израиль, Камерун, Бангладеш и другие страны. Театральный центр «Вишневый сад» и посольство Республики Беларусь предоставили свои площадки для фестивальных постановок. Часть спектаклей пройдет на сцене театра МОСТ. И.Б.: Будучи автором идеи ассоциации, театр МОСТ присоединился к ней лишь в 2009 году. В эти годы, к сожалению, началась печальная история выселения театра МГУ из Дома культуры на Моховой (улица Никитская). Мы несколько лет боролись за выживание. Только когда театр МГУ получил патронаж Москвы, мы смогли вернуться к нормальной творческой жизни. Нам повезло — тогдашнее руководство столицы помогли сохранить студенческий театр МГУ, преобразовав его в муниципальный театр МОСТ.

— На какие средства существуют студенческие театры и как финансируется Международная ассоциация?

А.С.: Традиционная поддержка, оказываемая университетами своим театрам,— это бесплатное предоставление репетиционных помещений и сцены для показа спектаклей. Некоторые университеты выделяют средства на декорации и костюмы, финансируют участие в фестивалях.

— Кто примет участие в фестивале? Как проходил отбор спектаклей?

И.Б.: Отбирая спектакли на фестиваль, мы исходили из принципа разнообразия. Например, на фестивале будут представлены два невербальных спектакля: «Триптих» из Кемерово и CAFЕ из Челябинска, после которых состоится круглый стол «Художественный язык невербального театра». Посмотрев спектакли «Остановись, прохожий» (Латвия), «Человек, перешедший реку» (Белоруссия) и спектакль «4 Любы. Оттепель» (Москва), специалисты опять же смогут обсудить увиденное на круглом столе «Образное решение документального спектакля». А спектакли из Филиппин и Болгарии дадут возможность оценить перспективы «Классики на сцене молодежного театра»

— Имеет ли шанс среднестатистическая студенческая студия в перспективе стать профессиональным театром?

И.Б.: Ролан Быков еще в конце 1950-х добился разрешения аккумулировать деньги от продажи билетов на отдельном счету в Доме культуры МГУ и использовать их на развитие театра. Так обычная студия превратилась в знаменитый Студенческий театр МГУ. В 2000 году, после невероятного успеха «Черного человека» и «Синих ночей ЧеКа», поставленных Евгением Славутиным, театр МГУ перешел в разряд профессиональных и стал государственным театром МОСТ. Примерно тот же путь прошли московские театры «На Юго-Западе» и «У Никитских ворот», студенческий театр «Манекен» в Челябинске. Это возможный, но не обязательный вариант развития. Молодые люди приходят в театральные студии не карьеру делать, не за быстрыми деньгами, а чтобы почувствовать свои творческие возможности, найти единомышленников, найти ответы на непростые запросы времени. Зрители это чувствуют. 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В погоне за прошлым В погоне за прошлым

Чем оборачиваются попытки реанимировать советские мультики

Огонёк
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Частички Частички

Рассказ Игоря Волкова о случайности экспериментов

Наука и жизнь
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Священный знак Священный знак

«Кого Юпитер хочет опозорить, лишает своего орла»

Дилетант
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Разведка по патенту Разведка по патенту

Как новая экосистема патентной аналитики поддержит процесс импортозамещения

Ведомости
Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием

Получить суточную дозу магния можно, просто добавив в свой рацион эти продукты!

ТехИнсайдер
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Открыть в приложении