Фестиваль студенческих театров в Москве

ОгонёкКультура

«Ищем братьев по разуму»

С 20 по 24 августа в Москве пройдет XII Всемирный конгресс международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA) и московский международный фестиваль университетских и молодежных театров. Представитель России в AITU-IUTA и организатор конгресса — московский театр МОСТ

Беседовала Елена Мостовщикова

Сцена из спектакля «4 Любы. Оттепель». Театр МОСТ. Фото: PR служба театра МОСТ

О феномене студенческих театров «Огонек» поговорил с актером театра МОСТ, представителем России в руководстве Международной ассоциации университетских театров AITU-IUTA Анатолием Сафронихиным и директором театра МОСТ Ириной Большаковой.

— Как рождаются и взаимодействуют друг с другом студенческие театры из разных стран? Это постоянное движение или «случайные встречи»?

Анатолий Сафронихин: Студенческие театры никто не насаждает сверху. Они, как правило, сами возникают, развиваются и начинают искать «братьев по разуму» по всему миру. Этот процесс носил разрозненный характер, пока в 1992 году директор Студенческого театра МГУ Ирина Большакова не выступила с идеей объединения университетских театров в международное сообщество. Так как в те годы частные международные контакты в нашей стране были еще проблематичны, она обратилась за помощью в Союз театральных деятелей России и нашла там поддержку. Вскоре в Москве состоялась международная конференция на эту тему, а спустя два года руководитель Королевского театра Льежского университета (Бельгия) Робер Жерме создал Международную ассоциацию университетских театров.

— Как появилась идея объединения студенческих театров?

Ирина Большакова: После того как мы побывали на международном фестивале «Русской драмы» в Чехословакии в 1987 году. Он нас ошеломил. Когда я узнала, какое количество студенческих фестивалей в Чехословакии, мне стало обидно — у нас ничего подобного не было! Захотелось исправить это положение. Уже в 1990 году при поддержке Российского центра AITA и на базе Студенческого театра МГУ мы смогли провести первый Московский международный фестиваль студенческих театров. А идея ассоциации возникла позже. Самым ярким впечатлением того времени стали поездки на знаменитый Эдинбургский фестиваль «Фриндж», в его каталоге значилось 537 театров! На первом московском фестивале в 1990 году Джейн Вард, молодой продюсер из Великобритании, увидев наш спектакль-кабаре «Синие ночи ЧеКа», пригласила нас в Эдинбург. Мы играли там 20 дней подряд, успех невероятный. А в 1992 году, в наш второй приезд на «Фринжд», мы познакомились с театром Эдинбургского университета. После общения решено было, что режиссер Тоби Гоф приедет в Москву и поставит с объединенным актерским составом «Бурю» Шекспира! Спектакль был сыгран всего несколько раз, но эта история показала многое. Главное — на каком уровне самоотдачи, энтузиазма и сумасшедшей фантазии могут работать студенческие труппы. На этом эмоциональном фоне и возникло желание объединить возникающие связи в систему.

«Как пришла любовь к Хуану Тамаду». Студенческий театр Tanghalang, Филиппины. Фото: PR служба театра МОСТ

— Что дает студенческим театрам участие в международном движении? Насколько масштабно это движение? Как часто проходят встречи?

А.С.: Ассоциация дает участникам информацию о фестивалях и конференциях, а студенческие театры получают отзывы, оценки и советы критиков и зрителей. Созданная в 1994 году AITU-IUTA на данный момент объединяет коллективы из более чем 50 стран и каждые два года собирает всемирный конгресс. Нынешний конгресс в Москве проводится и при поддержке Фонда президентских грантов, и Департамента культуры города Москвы. Заявки на участие в XII Всемирном конгрессе подали Канада, Бельгия, Франция, США, Колумбия, Италия, Великобритания, Филиппины, Мексика, Россия, Марокко, Турция, Аргентина, Эквадор, Израиль, Камерун, Бангладеш и другие страны. Театральный центр «Вишневый сад» и посольство Республики Беларусь предоставили свои площадки для фестивальных постановок. Часть спектаклей пройдет на сцене театра МОСТ. И.Б.: Будучи автором идеи ассоциации, театр МОСТ присоединился к ней лишь в 2009 году. В эти годы, к сожалению, началась печальная история выселения театра МГУ из Дома культуры на Моховой (улица Никитская). Мы несколько лет боролись за выживание. Только когда театр МГУ получил патронаж Москвы, мы смогли вернуться к нормальной творческой жизни. Нам повезло — тогдашнее руководство столицы помогли сохранить студенческий театр МГУ, преобразовав его в муниципальный театр МОСТ.

— На какие средства существуют студенческие театры и как финансируется Международная ассоциация?

А.С.: Традиционная поддержка, оказываемая университетами своим театрам,— это бесплатное предоставление репетиционных помещений и сцены для показа спектаклей. Некоторые университеты выделяют средства на декорации и костюмы, финансируют участие в фестивалях.

— Кто примет участие в фестивале? Как проходил отбор спектаклей?

И.Б.: Отбирая спектакли на фестиваль, мы исходили из принципа разнообразия. Например, на фестивале будут представлены два невербальных спектакля: «Триптих» из Кемерово и CAFЕ из Челябинска, после которых состоится круглый стол «Художественный язык невербального театра». Посмотрев спектакли «Остановись, прохожий» (Латвия), «Человек, перешедший реку» (Белоруссия) и спектакль «4 Любы. Оттепель» (Москва), специалисты опять же смогут обсудить увиденное на круглом столе «Образное решение документального спектакля». А спектакли из Филиппин и Болгарии дадут возможность оценить перспективы «Классики на сцене молодежного театра»

— Имеет ли шанс среднестатистическая студенческая студия в перспективе стать профессиональным театром?

И.Б.: Ролан Быков еще в конце 1950-х добился разрешения аккумулировать деньги от продажи билетов на отдельном счету в Доме культуры МГУ и использовать их на развитие театра. Так обычная студия превратилась в знаменитый Студенческий театр МГУ. В 2000 году, после невероятного успеха «Черного человека» и «Синих ночей ЧеКа», поставленных Евгением Славутиным, театр МГУ перешел в разряд профессиональных и стал государственным театром МОСТ. Примерно тот же путь прошли московские театры «На Юго-Западе» и «У Никитских ворот», студенческий театр «Манекен» в Челябинске. Это возможный, но не обязательный вариант развития. Молодые люди приходят в театральные студии не карьеру делать, не за быстрыми деньгами, а чтобы почувствовать свои творческие возможности, найти единомышленников, найти ответы на непростые запросы времени. Зрители это чувствуют. 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Жизнь состоит из полутонов» «Жизнь состоит из полутонов»

Хирокадзу Корээда о том, как сложно быть японским режиссером

Огонёк
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Ильич раздора Ильич раздора

Фреска Риверы, которая должна была воспевать бурный научно-технический прогресс

Вокруг света
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Голая вечеринка марионеток Голая вечеринка марионеток

«Сало, или 120 дней Содома» остаётся мощным антифашистским высказыванием

Дилетант
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Высокий полет Высокий полет

Посреди большого тура, между концертами Zivert чудом вырвалась к нам на съемку

VOICE
Время Льва. Зимнее небо Время Льва. Зимнее небо

Об одном из самых крупных зодиакальных созвездий — созвездии Лев

Наука и жизнь
Правила волшебства Правила волшебства

Вы когда-нибудь замечали, как волшебные сказки похожи друг на друга?

СНОБ
Тонкая материя Тонкая материя

Как инновационные и экоткани меняют индустрию моды

РБК
Срамота в глазах смотрящего Срамота в глазах смотрящего

«Партенопа»: Паоло Соррентино показывает красивое

Weekend
Насквозь Насквозь

Что это за сказка, в которой нет волшебника или хотя бы доброй феи?

СНОБ
Лучшие открытые концовки в кинофильмах Лучшие открытые концовки в кинофильмах

Фильмы, которые невероятно красиво оставляют зрителя с незаконченной историей

Maxim
Подумайте дважды: 9 очаровательных пород собак, которые не подойдут семье с ребенком Подумайте дважды: 9 очаровательных пород собак, которые не подойдут семье с ребенком

Породы, которые не подходят для семей с маленькими детьми

ТехИнсайдер
Под знаком русской свастики Под знаком русской свастики

Иван Ильин печалился о том, что многое мешает развитию русского фашизма

Дилетант
Его ошибка — война Его ошибка — война

Началось всё со случайного разговора в спортивном комплексе «Форо Италико»

Дилетант
Привезите мне на Новый год санкционку в подарок Привезите мне на Новый год санкционку в подарок

Какими путями в страну попадает импорт и какие препятствия стоят у него на пути

Монокль
Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя

В чем главное преимущество коротких форматов?

ТехИнсайдер
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Об очередях и амбулаторных картах. Отрывок из книги «Пациентология» Об очередях и амбулаторных картах. Отрывок из книги «Пациентология»

Как устроена очередь в российской больнице

СНОБ
Непоследний пациент Непоследний пациент

«13 клиническая. Начало»: история установления контактов генсеков с демонами

Weekend
Ученые рассказали, почему пенсионеры чаще страдают из-за финансовых мошенников Ученые рассказали, почему пенсионеры чаще страдают из-за финансовых мошенников

Как можно сохранить финансовую грамотность и независимость в пожилом возрасте?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении