Две великие разницы
Знаменитые коллекции Сергея Щукина и братьев Морозовых впервые будут представлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина и государственном Эрмитаже этим летом на выставках «Щукин. Биография коллекции» и «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». «Огонек» выяснил, какими именно шедеврами живописи рубежа XIX–XX веков обменяются музеи и что нового эти экспозиции смогут рассказать о двух совершенно разных ипостасях русского коллекционирования.
Когда Москва еще была купеческой и репутация «покровителя искусств» считалась завидной для любого предпринимателя, коллекции Щукина и братьев Морозовых уже не имели себе равных. Если Сергей Иванович Щукин прославился готовностью к риску и размахом, оптом скупая импрессионистов, фовистов (прежде всего Матисса) и вслед за ними открыв нам Пабло Пикассо, то Иван Морозов слыл эстетом. Это он привез в Россию первую картину Ван Гога, уникальное, пусть и малочисленное собрание картин Поля Сезанна, три — зато бесценных! — шедевра Пикассо, а также одним из первых начал покупать картины русских авангардистов. Национализированные после революционных потрясений и рассеянные по музеям страны после Великой Отечественной войны, эти собрания стали легендой. Мало кто видел и сохранил память об их полном составе, опубликованном на страницах дореволюционных музейных каталогов и журнала «Аполлон», постепенно стерлось из памяти и представление о том, кто и почему приобретал именно эти произведения.
Поэтому экспозиция этих двух коллекций практически в их первозданном виде — событие историческое, не уставали напоминать директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции в Итальянском дворике Пушкинского музея по случаю близящихся выставок.
— Сергей Щукин и братья Морозовы — это повод поговорить о московском коллекционерстве,— подчеркнула Марина Лошак.— Без этих действительно безумных, страстных, неудержимых, увлеченных, склонных к риску московских коллекционеров у нас не было бы таких собраний. Сейчас мы находимся в том городе, где коллекции Щукина и Морозова делились пополам между двумя нашими музеями. Историю не изменить, но главное, что обе коллекции сохранились.
Чтобы в Пушкинском музее появились более 450 произведений живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства из коллекции Сергея Щукина, а в Эрмитаже — 140 шедевров из собрания преимущественно Ивана Морозова, музеям предстоит обменяться картинами, которые крайне редко покидают стены родного музея.
— Я очень рад, что выставка Щукина в Москве будет такой представительной,— в свою очередь отметил Михаил Пиотровский.— Мы даем «Танец» Матисса и очень много других вещей, которые в последний раз поедут из музея и больше не будут путешествовать. Это же новое искусство, оно очень хрупкое.
Выставка-сериал
Обе выставки откроются почти одновременно: экспозиция «Щукин. Биография коллекции» начнет принимать посетителей в Пушкинском музее с 18 июня, а «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» в Эрмитаже — с 21 июня. Однако начать разговор о них музеи торопятся уже сейчас, пока еще семь застрахованных на шестизначные суммы фургонов примерно с полусотней бесценных полотен не начали свое путешествие из Петербурга в Москву, а 30 шедевров из коллекции Морозовых, среди которых ни много ни мало Ренуар, Моне, Пикассо, еще украшают галерею Пушкинского музея. Все дело в том, что состав обеих выставок настолько высокого уровня, что кажется — меньше всего в перспективу их открытия верится самим кураторам.