Муравечество. Как мелкие козявки стали влиятельнейшими существами на планете
Если тебе кажется, что люди — это победивший в эволюционной гонке на нашей планете вид, ты ошибаешься
Если собрать в один гигантский мешок всех людей, а в другой — всех муравьев, топчущих ножками Землю, то второй мешок будет во много раз больше и тяжелее первого. На долю муравьев вообще приходится пятая часть всей биомассы животных, в то время как суммарный вес человечества составляет какие-то доли процента. Сейчас на планете, согласно расчетам энтомологов Б. Холлдоблера и Э. О. Уилсона, существует примерно 10 квадриллионов муравьев.
А что касается преобразовательной деятельности человека — строительства тюрем, опер и прочих плотин, то и тут мы муравьям в подметки не годимся. Они строят и преобразуют куда больше: на земной суше, если не считать Антарктиду и уж совсем какие-то безнадежные пустыни, трудно найти десяток квадратных метров, свободных от муравьиной архитектуры, как наземной, так и подземной.
Собственно говоря, наша планета — это гигантский муравьиный Вавилон, в котором кипят такие страсти, что ни один Голливуд до сих пор не сумел изобразить хоть что-то отдаленно приближенное по драматизму и масштабности.
И вот теперь, когда ты проникся мыслью о величии и победоносности муравьев, можно приступить к рассказу об этих мелких бессмысленных козявках.
Разговор по существам
Для начала вспомним о Существах (в принципе, биологи пишут этот термин с маленькой буквы, но они вообще скучные люди). Биологи решили определять всех животных по стадиям разумности, разделив их на типы Существ (типам присвоены имена знаменитых биологов).
1Дарвиновские существа
Дарвиновские Существа вообще ни о чем не думают, потому что думать не умеют. Это просто коллективы генов, которые строят совместный организм, управляют им самостоятельно и особо не парятся с улучшением его нервной системы, которая донельзя примитивна. Выживают те Существа, которые сконструированы наилучшим образом для данной среды в данное время. В основном к этому типу относятся всякие простейшие.
2Скиннеровские Существа
Это Существа, которым их гены дали возможность принимать кое-какие решения на основе ощущений и опыта. Вот букашка лезет в блюдечко, в блюдечке — сахар, сахар — это вкусно, блюдечко — это хорошо. Вот букашка лезет на лампочку, лапкам горячо, лампочка — это плохо, больше мы на нее не полезем. Эффективность скиннеровских организмов была куда выше, чем дарвиновских, так как они лучше разыскивали ресурсы, избегали опасности и выживали. К скиннеровским Существам относят насекомых, многих рыб и кое-каких млекопитающих.
3Попперовские Существа
Бегать по граблям, обрастая опытом, это тоже не самый безопасный способ существования. Появление попперовских Существ стало следующим эволюционным шагом. Отныне некоторые животные обрели настолько развитый мозг, что они умели не только испытывать ощущения и запоминать их, но и прогнозировать развитие событий. Собака, которая сидит на пешеходном переходе и внимательно следит за скоростью приближающихся машин, — это классическое попперовское Существо. Собака сейчас строит в своей мохнатой башке модель реальности и рассчитывает вероятность столкновения с автобусом. Ей совершенно незачем попадать под автобус для приобретения антиавтобусного опыта — она и так догадывается, что этот опыт будет печален. Она в своей жизни уже попадала под тележку и под велосипед — этого ей достаточно, чтобы построить модель автобусного кошмара. Большинство птиц и млекопитающих — попперовские Существа.
4Грегорийские Существа
Ну а тут мы имеем дело уже с настолько развитым мозгом, что его обладатель легко черпает опыт у своих собратьев при помощи языка, культуры и прочих достижений разума. Достаточно одному из представителей вида заболеть ветрянкой или придумать омлет — и весь вид уже орудует пузырьками с зеленкой и изобретает тефлоновые покрытия. Очень долго биологи полагали, что к грегорийским Существам относятся только люди. Сейчас со скрипом туда причисляют некоторых обезьян, дельфинов, птиц семейства врановых, хотя это причисление и закладывает огромный фундамент для будущих этических проблем, когда придется признавать представителей этих видов полностью разумными и равными нам обитателями планеты. Но обезьяны и вороны — это еще ерунда. Проблема в том, что на почетное звание грегорийских, то есть фактически полноценно разумных существ, претендуют и коллективные насекомые. Прежде всего — муравьи. Потому что у этих маленьких тварей есть и язык, и активнейшая совместная деятельность, и даже классовое общество у них есть, производство и экономика. Все это в муравьиных версиях, конечно.
Как живет муравей
Сам по себе муравей ни разу не похож на Аристотеля. Он не склонен к размышлениям. Он склонен искать еду и будет кусаться, если кто-то ему помешает*.
* — Примечание Phacochoerus'a Фунтика:
«Типичный человеческий видизм. Оставьте вашего Аристотеля дня на три без обеда — и, я вас уверяю, он будет бегать и кусаться не хуже прочих».
Но как это часто бывает, самая простая цель может достигаться неимоверно сложными и разнообразными способами. И муравьи демонстрируют высший пилотаж такого подхода. У тысяч видов муравьев существует множество отличий, но, чтобы не перегружать статью энтомологией, мы будем говорить о муравьях в целом, просто запомнив, что обычаи и повадки разных видов могут сильно отличаться.
Все начинается с того, то самка муравья, царица, Большая Мама, решает, что ей пора жить самостоятельно. Она расправляет свои крылья и улетает прочь из муравейника, где ее холили и лелеяли с рождения. В отличие от молодых пчелиных цариц, уводящих с собой часть улья, эта царица летит лишь с небольшой группой крылатых самцов-кавалеров (хотя иногда вместе с ней могут отправиться и две-три царицы-сестры, которые так и будут жить теперь сообща).