Знакомьтесь, ёлка!
Когда родилась ёлочка и что с ней происходило интересного в России на рубеже XIX и XX веков? Оказывается, было время, когда ёлку и смысл Нового года надо было очень подробно объяснять. Рассказывает Екатерина Бунтман.
Азбучные истины
«На ёлку вешают конфеты, игрушки, яблоки, золочёные орехи, пряники и дарят всё это добрым детям. Под ёлкой на большом столе будут лежать разные игрушки. Смотрите, дети! Старайтесь заслужить такую прекрасную ёлку, вот как эта». Анна Дараган написала эти слова в своей азбуке в 1846 году – тогда читателям надо было ещё подробно объяснять, что за ёлка такая и когда, что и как следует с ней делать. Знаменитую азбуку переиздавали потом 60 с лишним лет – и вот в начале XX века дети, конечно, читали этот текст уже совсем иначе, узнавая в нём старую знакомую – рождественскую ёлку, непременный атрибут праздника.
Веселье без ёлки
До 1917 года Новый год был не главным зимним праздником, а лишь одной из праздничных дат в череде святочных дней – от Рождества до Крещения. Святки – время веселья и общения с родными: горожане танцевали на балах, ездили в театр и в гости. В деревнях устраивали посиделки, ходили из дома в дом. Первым делом на Рождество было славление (в память о том, как хор ангелов славил Бога при рождении Христа): делали из разноцветной бумаги фонарь в виде звезды, зажигали внутри свечку и ходили с ним по домам, распевая: «Рождество Твоё, Христе Боже наш!» и другие песни – шумно, весело и, конечно, с кузовком для подарков. В следующие дни ходили уже и ряженые. Рядились в козу, медведя, лося, журавля: чем больше путаницы, тем лучше – значит, в нарождающемся году всё пойдёт хорошо и гладко. Поэтому одежду выворачивали наизнанку, мужчины представлялись женщинами и наоборот, молодые – стариками, надевали маски или просто мазали лицо сажей, мелом, обсыпали мукой. Так устраивали целые представления с музыкой и плясками, собирали угощение и подарки.
Кашу – в прорубь!
31 декабря – Васильев вечер. Когда (при Петре I) он стал ещё и кануном Нового года, прибавилась масса поверий и гаданий, в том числе бытующая и по сей день примета «как новый год встретишь – так его и проведёшь»: одевались в новое платье, готовили самое вкусное и побольше. По тому, удалась ли с особыми приговорами сваренная «васильева каша», судили о наступающем годе. Если каша была плоха, её не ели, а выбрасывали в прорубь, чтобы «отменить» предсказание.
Первая ёлка
Впервые в России зажгли свечи на рождественском деревце 24 декабря 1817 года. Жена будущего императора Николая I – прусская принцесса Шарлотта решила встретить Рождество как привыкла с детства. Став императрицей Александрой Фёдоровной, она каждый год устраивала во дворце роскошные праздники, где каждого из гостей ждал стол с персональной ёлкой и подарками. Этот обычай подхватила петербургская знать, позже – и просто состоятельные горожане, а уж во второй половине XIX века без ёлки и праздник был не в праздник не только в столице, но и в других городах и помещичьих усадьбах.