Юлия Снигирь и Евгения Добровольская — о том, как женщины меняют российское кино

ForbesРепортаж

Юлия Снигирь и Евгения Добровольская о фильме «Время года зима» и женщинах в кино

Юлия Варшавская, Екатерина Алеева

Евгения Добровольская, Светлана Устинова и Юлия Снигирь на премьере фильма «Время года зима». Фото: DR

В ноябре в прокат вышел дебютный фильм Светланы Устиновой «Время года зима», где она выступила режиссером и сценаристом. В основе сюжета лежит личная история автора — отношения дочери с матерью, у которой обнаружили болезнь Альцгеймера. Главные роли сыграли Юлия Снигирь и Евгения Добровольская. В интервью Forbes Woman они рассказали о том, почему согласились сняться в дебютном проекте коллеги-актрисы, как женщины меняют российское кино и почему у нового поколения сейчас кризис идей.

«Время года зима» — кино, с одной стороны, очень авторское, а с другой — говорит о вещах, понятных каждому: отношениях матери и дочери, конфликте поколений, страхе перед болезнями и теми изменениями, которые эти болезни приносят в жизнь человека. Как рассказывала в интервью Forbes Woman сама Светлана Устинова, он «отчасти основан на личной истории». Поэтому для Светланы было так важно поднять в кино тему болезни Альцгеймера. «Я не видела важных триггерных моментов, которые могли бы открыть мне, что с мамой. Я думала, что она просто чудит или пытается привлечь к себе внимание. Это одна из важнейших идей моего фильма — из-за того, что мы не общаемся с человеком, мы не обращаем внимание на то, что с ним происходит. Мы упускаем критически важный момент, когда еще возможно помочь и задержать эту болезнь, преодолеть эмоциональную яму в ваших отношениях», — рассказывает режиссер.

Именно это происходит в фильме с героиней Юлии Снигирь Катей — она отказывается признавать, что мама (Евгения Добровольская) больна, у них сложные отношения, Катя много работает и пытается решить собственные проблемы в жизни. Но с каждым днем отрицать болезнь все сложнее, и тогда отношения матери и дочери вынужденно меняются — и многие вещи, оставшиеся в памяти еще из детства, удается переосмыслить.

То, как мощно действует фильм на зрителя, — во многом заслуга актерского дуэта Юлии Снигирь и Евгении Добровольской. В интервью главному редактору Forbes Woman Юле Варшавской они рассказали, насколько эта история пересекается с их личным опытом, почему так сложно найти в российском кино интересные женские роли и какие фильмы будет снимать новое поколение.

— «Время года зима» — это первый режиссерский опыт Светы Устиновой. Почему вы, две большие актрисы с огромным опытом, согласились сняться в дебютном фильме, снятом актрисой?

Юлия Снигирь: Я бы не стала говорить про себя как про большую актрису, но я очень люблю дебютное кино и режиссеров-дебютантов тоже люблю. Конечно, это всегда кот в мешке, но интуитивно ты можешь понять, насколько кино «твое». Тем более ты все равно читаешь сценарий и понимаешь, как он написан. Сценарий Светы, который она писала вместе с Игорем Поплавухиным, был хорошим и сразу мне понравился. Он был остроумным, и в то же время в нем не было ничего лишнего, что всегда особенно видно по диалогам. Очень часто они бывают такими явно сериальными, когда люди много говорят, или они плохо сформулированы, а здесь все было лаконично, четко.

Я поняла, что это не просто девчонка-актриса решила на коленке кино поснимать. Света проделала серьезную работу, и то, что это ее личная история, тоже подкупает, потому что всегда важно, когда у режиссера самого болит и он знает точно, о чем говорит. В таких случаях ты понимаешь, что будет не клюква. Как видите, у меня была масса аргументов.

Светлана Устинова и Юлия Снигирь на съемках фильма «Время года зима». Фото: DR

Евгения Добровольская: Я давно знаю Свету, работала с ней как с актрисой на одной сцене, и мне интересно все, что она делает. Я смотрела ее короткометражку, в которой снималась моя подруга, актриса «Гоголь-центра», и она мне понравилась. Я сперва читала не весь сценарий, а только сцены для проб, и они все были разные и сложные, неоднозначные, в том смысле, что их можно было повернуть и так, и эдак — это тоже мне понравилось. Но вообще я не знала, в какую историю ввязываюсь. На первых пробах, которых у меня было довольно много, мы работали с разными актрисами и вместе что-то искали. Мне кажется, Света тогда еще присматривалась ко мне, а я уже однозначно понимала, что я очень хочу с ней работать и именно в этом кино.

— Когда я впервые услышала о фильме, я думала, что это может быть очень частной, личной историей, положенной на экран. Но это оказалась абсолютно универсальная история об отношениях родителей и детей. О чем этот фильм для каждой из вас?

Юлия Снигирь: Мне кажется, это очень универсальная история про мам и дочерей. Такая типичная модель отношений, вечные «отцы и дети», и многие мои знакомые, которые видели фильм, говорили, что узнавали своих мам и то, как они себя ведут. Даже про трейлер я слышала такие отзывы.

Еще фильм про то, что все мы родом из детства и оттуда тащим все наши травмы и фобии. И, наверное, неплохо было бы с ними разобраться, потому что часто то, что в детстве казалось большим, страшным и запутанным, оказывается не столь ужасным, когда ты вырастаешь. И это приносит огромное облегчение.

Евгения Добровольская: Во-первых, любое авторское кино не для всех. Оно либо находит своего зрителя, либо не находит, а бывает, что находит только через какой-то период времени. В любом случае это не тот фильм, который ты сядешь с попкорном смотреть.

Я скорее все время примеряла себя к роли. Хотя я сама многодетная мама, у меня не было опыта взрослых отношений с дочерью, потому что она еще маленькая. Да и в любом случае как актриса ты сначала играешь роль, а потом уже добираешь в нее что-то из своего опыта. У меня пока только начинаются моменты, когда я что-то забываю, в чем-то плохо соображаю и, как моя дочь говорит, не догоняю.

Поэтому как пример я брала свою маму и наши с ней отношения, понимая ее в том, какая я росла, как ей было сложно. Последние 25 лет жизни она была обездвижена. Она ничего не понимала, часто забывала или не знала, как кого зовут. Иногда только из каких-то глубин вспоминала, кто есть кто. У мамы был не Альцгеймер, а множество инсультов, но я все равно много вспоминала ее. Только я совершенно не помнила стадии ухода, поэтому этот момент был самым сложным в роли. Так что нет, меня совершенно не пугало, что это частная история. И на премьере люди сидели со слезами на глазах, потому что это всем близкая и понятная ситуация. И мне кажется, будет здорово, если у зрителя возникнет желание после просмотра фильма позвонить маме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Место для ребенка: что делает город удобными для детей и как это влияет на экономику Место для ребенка: что делает город удобными для детей и как это влияет на экономику

Как понять, подходит ли для ребенка то, что для него построили взрослые?

Forbes
Инструкция по выживанию Инструкция по выживанию

В обрабатывающей промышленности происходит тотальная перестройка

Эксперт
Как архитектор Олег Карлсон оказался спасителем артхаусного театра в Москве Как архитектор Олег Карлсон оказался спасителем артхаусного театра в Москве

«От барака до барокко»: как архитектор Олег Карлсон преобразовал театр

Forbes
«Кладовые солнца» калужской земли «Кладовые солнца» калужской земли

Болота. Много или мало их в России?

Наука и жизнь
Правда ли, что волосы на самом деле мертвые: 11 любопытных фактов о нашей шевелюре Правда ли, что волосы на самом деле мертвые: 11 любопытных фактов о нашей шевелюре

Мы стараемся тщательно ухаживать за волосами, но так мало о них знаем

ТехИнсайдер
Как США вышли из нескольких рецессий со времен Второй мировой войны Как США вышли из нескольких рецессий со времен Второй мировой войны

Некоторые спады в Америке оказались более длительными и серьезными, чем другие

ТехИнсайдер
На чем ездили легендарные футболисты СССР На чем ездили легендарные футболисты СССР

Вопреки мифам и песням, автомобили советским спортсменам за победы не дарили

Maxim
Cлова 2022 года: 11 главных понятий, которыми обогатился русский язык Cлова 2022 года: 11 главных понятий, которыми обогатился русский язык

Какими терминами пополнился наш словарь в 2022 году?

Maxim
Что нашли «Вояджеры» за пределами Солнечной системы: поразительные открытия Что нашли «Вояджеры» за пределами Солнечной системы: поразительные открытия

Открытия «Вояджеров» навсегда изменят наше представление о космосе

ТехИнсайдер
Терпим, повторяем, продолжаем: как устроиться на работу в зарубежную компанию Терпим, повторяем, продолжаем: как устроиться на работу в зарубежную компанию

Что увеличит шансы на успешное устройство на работу за границей?

Forbes
Невероятные факты об утконосах. Вы поразитесь! Невероятные факты об утконосах. Вы поразитесь!

Утконосы не только причудливо выглядят, но и живут не самую очевидную жизнь

ТехИнсайдер
Как устроен арбалет с газовой пружиной: спортивная смекалка Как устроен арбалет с газовой пружиной: спортивная смекалка

Единственный в мире арбалет с газовой пружиной «Кондор»

ТехИнсайдер
Селедка под шубой: история праздничного салата Селедка под шубой: история праздничного салата

Знакомимся с легендами происхождения селедки под шубой

Культура.РФ
Аналитики, юнгианцы, гештальтисты, арт-терапевты и другие: какие бывают психологи? Аналитики, юнгианцы, гештальтисты, арт-терапевты и другие: какие бывают психологи?

Какие бывают специальности и направления в психологии?

Psychologies
Семь советов: как не поправиться в Новый год? Семь советов: как не поправиться в Новый год?

Как же наслаждаться новогодней едой, не рискуя фигурой?

Здоровье
10 фильмов 2022 года от худшего к лучшему по версии «Сноба» 10 фильмов 2022 года от худшего к лучшему по версии «Сноба»

9 лучших фильмов 2022 года — и один худший

СНОБ
Срыв дедлайнов и депрессия: к чему приводит перфекционизм Срыв дедлайнов и депрессия: к чему приводит перфекционизм

К чему приводит неуемная тяга к совершенству?

Psychologies
Запчасти для людей Запчасти для людей

Как ученые научились делать искусственные органы

N+1
Георгий Жженов: Георгий Жженов:

Об актере Георгии Жженове рассказывает его дочь Марина Жженова

Коллекция. Караван историй
Вот на что еще способна обычная соль: 10 самых нужных лайфхаков на каждый день Вот на что еще способна обычная соль: 10 самых нужных лайфхаков на каждый день

Вы удивитесь, когда узнаете, на что еще способна обычная соль

ТехИнсайдер
Она жила с четырьмя ногами и двумя вагинами: история женщины-многоножки Она жила с четырьмя ногами и двумя вагинами: история женщины-многоножки

Миртл родилась с лишней парой ног, но смогла прожить вполне достойную жизнь

ТехИнсайдер
Эмпатия, честность и уважение: 10 особенностей хороших родителей — мнение психоаналитика Эмпатия, честность и уважение: 10 особенностей хороших родителей — мнение психоаналитика

Какие качества отличают хороших родителей?

Psychologies
Почему черные кошки приносят неудачу: история суеверия Почему черные кошки приносят неудачу: история суеверия

Откуда появилось суеверие “черный кот — к неудачам”

ТехИнсайдер
Актриса Софья Лебедева: «Съемки для Netflix — это четкий отработанный механизм, функционирующий без накладок» Актриса Софья Лебедева: «Съемки для Netflix — это четкий отработанный механизм, функционирующий без накладок»

«Сноб» поговорил с актрисой Софьей Лебедевой об опыте съемок в сериалах

СНОБ
Штурманы подземелья Штурманы подземелья

Маркшейдеры — специалисты, знающие, как проложить дорогу под землей

ТехИнсайдер
Юрий Яковлев: последний романтик уходящей эпохи Юрий Яковлев: последний романтик уходящей эпохи

Красавец в костюме на шикарной иномарке

Караван историй
Из-за климатического кризиса уже страдают беременные женщины. Вот в какой стране хуже всего Из-за климатического кризиса уже страдают беременные женщины. Вот в какой стране хуже всего

Глобальное потепление все больше угрожает здоровью

ТехИнсайдер
Найдено многообещающее средство от депрессии. Секрет — в сочетании медикамента и компьютерной программы Найдено многообещающее средство от депрессии. Секрет — в сочетании медикамента и компьютерной программы

Как простые упражнения на компьютере могут помочь в лечении депрессии

Psychologies
Ришельё на дамбе Ла-Рошели Ришельё на дамбе Ла-Рошели

Картина французского художника Анри-Поля Мотта, посвященная дамбе Ла-Рошель

Дилетант
6 признаков того, что наши трудности в карьере и бизнесе связаны с детской историей 6 признаков того, что наши трудности в карьере и бизнесе связаны с детской историей

Как понять, какие темы стоит проработать для достижения успеха в карьере

Psychologies
Открыть в приложении