Коллекционер Антон Козлов — про табу в современном искусстве и страхе перед ним

СНОБКультура

Коллекционер Антон Козлов: На картине можно изображать любую крамолу

Антон Козлов
Антон Козлов. Фото здесь и далее: Андрей Сорокин

«Сноб» запускает проект «Вещи и лица» — это серия философских разговоров с коллекционерами самых необычных предметов. В первом материале — корреспондент «Сноба» Алексей Черников беседует с коллекционером современного искусства Антоном Козловым о том, почему государство игнорирует современное искусство, какие вызовы сейчас стоят перед художниками, кто определяет ценность «непонятных» произведений и выстраивает иерархии среди художников, и о том, как коллекция может стать смыслом жизни.

Бродский писал: «Материя конечна. Но не вещь». Ведь идея, которую мы порождаем, не может умереть вместе с нами. Доказательство тому — миллионы самых разных предметов, которые пережили несколько поколений и сохранились до наших дней, чтобы угодить в музеи или стать частью чьих-то коллекций.

Что такое коллекционирование? Причуда? Долгосрочная инвестиция? Или заполнение экзистенциальной пустоты через обладание вещами, бегство от страха смерти в империю остановившегося времени, которое так хочется присвоить и удержать? Коллекционеры — разные люди с разными мотивациями, но что-то их все-таки объединяет. В своем проекте «Вещи и лица» мы ищем ответ на этот вопрос, беседуя с удивительными людьми об их уникальных коллекциях.

Вы позиционируете себя как «коллекционер нового формата». Что это значит? Чем вы отличаетесь от коллекционеров 1990-х или 2000-х?

Я бы не сказал, что я себя именно «позиционирую». Если какая-то разница между мной и другими коллекционерами и заметна, то она вряд ли сводится к поколенческим отличиям. Тут на первый план выходит мотивация создания коллекции — у всех она разная. Я начал создавать свою более пяти лет назад как коллекцию институции, коллекцию-основу для музея, это не было просто хобби.

Что для вас стало точкой входа в коллекционирование?

Мотивации заняться чем-то всегда связаны с триггерными точками — с чем-то таким, что нас раздражает в окружающей среде, как-то задевает, приковывает наше внимание. У меня такой триггерной точкой стала работа важнейшей российской художницы Ирины Кориной «Пятый элемент». Я купил ее на ярмарке Cosmoscow в конце 2018 года. Это произведение стало влиять на меня так сильно, что уже спустя несколько месяцев я снова задумался над покупкой чего-то подобного. Жизнь с хорошим искусством неизбежно трансформирует сознание. Большое искусство оказывает колоссальное влияние на всех людей — не только на меня. Но только когда это правда большое искусство, а не «розово-зеленая живопись» — так пренебрежительно называют модные декоративные картинки на холсте, которыми украшают интерьеры.

Не превратилось ли для вас коллекционирование в бизнес?

Совсем нет. Я даже потерял свой бизнес, погрузившись в искусство. До коллекционирования я занимался переработкой и утилизацией отходов. Как понял, что меня волнует только коллекция, стал уделять все меньше и меньше внимания работе. И когда в очередной раз мою нишу в Москве задумали монополизировать, просто решил не сопротивляться этому и закончил свою 15-летнюю предпринимательскую карьеру. Сейчас я зарабатываю деньги арт-дилерством. Очень многие коллекционеры приходят к этой деятельности, но это не имеет отношения к самой коллекции — она остается отдельным занятием, не превращается в способ обогатиться.

Понимаете, коллекционирование современного искусства настолько меняет мышление, что твой мозг просто больше не хочет обременять себя какими-либо другими задачами. Бизнес — это не плохо, просто искусство — лучше. Коллекционирование стало для меня ответом на очень многие вопросы, которые меня беспокоили в жизни.

А на какие?

«Зачем ты живешь?», «Зачем тебе ресурсы?» — а теперь у меня появилась точка приложения себя. Бизнес мне таких ответов не давал. Мне было даже как-то неудобно. А в коллекционировании я чувствую себя максимально органично и уверенно.

За годы, пока вы таким образом коммуницируете с искусством и живете с ним, у вас не возникало желания попробовать себя в роли художника? Не бывало зависти к тем, кто, в отличие от вас, творил, а не собирал чужое?

Нет, я чувствую себя абсолютно реализованным и счастливым. Безусловно, художник — центр моей индустрии, центр всего того, чем мы занимаемся. Но никогда не возникало желания встать с ним наравне. Коллекционеры, галеристы и дилеры просто сопровождают художника и его произведения из мастерской в музей. Мы присутствуем в жизни искусства на этом отрезке времени, но не пытаемся проникнуть куда-то дальше, поменяться ролями с художниками. Я восхищаюсь ими, ценю их талант, но точно не завидую.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса

Главные фильмы и эксперименты в карьере Роберта Земекиса

СНОБ
Топ-5 лучших фанатских версий сериальных концовок аниме Топ-5 лучших фанатских версий сериальных концовок аниме

Поклонники аниме считают, что они смогли бы лучше закончить некоторые истории

Maxim
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Что заставляет нас заводить отношения: 3 ложных мотива Что заставляет нас заводить отношения: 3 ложных мотива

Какие мотивы вступить в отношения можно назвать истинными, а какие ложными?

Psychologies
Как путешествовать по миру на 50 долларов в день Как путешествовать по миру на 50 долларов в день

Платите меньше, путешествуйте дольше, действуйте с умом

kiozk originals
Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление

Стоит ли придерживаться позитивного мышления? Отвечает гештальт-терапевт

Psychologies
Вперед и вверх: как начать заниматься скалолазанием и куда пойти Вперед и вверх: как начать заниматься скалолазанием и куда пойти

Быстрый гид по скалолазанию для начинающих

Правила жизни
Разворот с Запада на Юго-Восток Разворот с Запада на Юго-Восток

О создании комплексной системы и развитии аграрной грузовой логистики

Агроинвестор
«Включение в систему» «Включение в систему»

Как немецкий народ приобщали к обязательной для всех нацистской идеологии

Дилетант
Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях

Десять стоп-сигналов, которые говорят женщинам: «Не стоит ему отвечать»

Psychologies
Хайп против сатиры: по-прежнему ли работы Бэнкси стоят внимания Хайп против сатиры: по-прежнему ли работы Бэнкси стоят внимания

Как Бэнкси превращается в Кэти Пэрри в мире стрит-арта

СНОБ
Никто не может трогать эту древнюю лестницу в храме Гроба Господня! Узнайте почему Никто не может трогать эту древнюю лестницу в храме Гроба Господня! Узнайте почему

Как деревянная лестница несет в себе историю религиозных споров и дипломатии

ТехИнсайдер
Только итальянцы? Вот как люди из разных стран используют жесты во время рассказа историй! Только итальянцы? Вот как люди из разных стран используют жесты во время рассказа историй!

Правда ли, что некоторые культуры жестикулируют больше, чем другие?

ТехИнсайдер
«Кукушка»: боди-хоррор о репродуктивном насилии на альпийском курорте «Кукушка»: боди-хоррор о репродуктивном насилии на альпийском курорте

Как действительно жуткий фильм осмысляет проблему репродуктивного насилия

Forbes
На авто по автономиям На авто по автономиям

Как увидеть как можно больше этнической самобытности? Садиться за руль!

2Xplore
Как выбрать аккумуляторную цепную пилу для дачи: практичные советы Как выбрать аккумуляторную цепную пилу для дачи: практичные советы

Что учитывать, выбирая цепную пилу?

CHIP
Осторожно, очень горячо! Что делать, если телефон перегрелся Осторожно, очень горячо! Что делать, если телефон перегрелся

Как реанимировать смартфон после перегрева?

ТехИнсайдер
Новая смена Новая смена

Как помочь детям адаптироваться в незнакомом классе и не нажить проблем

Лиза
«Советские продавцы свободы»: как жили и работали фарцовщики в СССР «Советские продавцы свободы»: как жили и работали фарцовщики в СССР

Кем были первые советские миллионеры и как строился их бизнес.

ТехИнсайдер
Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки» Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки»

О работе в условиях санкций и выстраивании новых логистических цепочек

ФедералПресс
Сталкер сновидений Сталкер сновидений

Можно ли управлять снами?

Лиза
Владимир и Рогнеда Владимир и Рогнеда

Картина Антона Лосенко: как Владимир ходил свататься к дочери полоцкого князя

Дилетант
Кто вы в треугольнике Карпмана? Кто вы в треугольнике Карпмана?

Тест: какая роль в треугольнике Карпмана свойственна вам?

Psychologies
Прыжок в историю: батут может принести россиянке олимпийскую медаль Прыжок в историю: батут может принести россиянке олимпийскую медаль

Анжела Бладцева: о возможной героине Игр и шансах на победу

Forbes
Собрание автомобильных редкостей Собрание автомобильных редкостей

Об уникальных автомобилях, вошедших в историю

Зеркало Мира
Из всего, что есть в доме Из всего, что есть в доме

Подборка самых необычных арт-объектов России, которые были созданы умельцами

2Xplore
В дружеских объятиях дракона: принесет ли Китай пользу российской отрасли видеоигр В дружеских объятиях дракона: принесет ли Китай пользу российской отрасли видеоигр

Какими перспективами может обернуться сотрудничество в отрасли видеоигр РФ и КНР

Forbes
Как преодолеть финансовые конфликты в семье: практическое руководство Как преодолеть финансовые конфликты в семье: практическое руководство

Как разрешить финансовые трудности в семье и при этом укрепить свои отношения?

VOICE
Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения

С какими переживаниями сталкиваются люди с хроническими болями

Psychologies
Предметный разговор Предметный разговор

Искусствовед Софья Симакова рассказывает о феномене коллекционного дизайна

Правила жизни
Открыть в приложении